Найти в Дзене
AutoGar

Просто о сложном. Катализатор в автомобиле.

Каталитический нейтрализатор - устройство в выхлопной системе, которое преобразует ядовитые соединения в выхлопе в азот, углекислый газ и воду. Катализатор может быть установлен сразу за коллектором или под днищем, перед резонатором. Устройство катализатора, принцип работы. В металлическом корпусе установлен сотовый керамический блок, через эти соты проходят выхлопные газы. Сотовая конструкция выбрана для того, чтобы максимально увеличить рабочую поверхность, а керамика выдерживает высокие температуры. На поверхность керамических сот нанесён очень тонкий слой драгоценных металлов (платина, золото, палладий и д.р.) - это окислители. Под воздействием высокой температуры (рабочий режим катализатора от 300 до 800 градусов) свободные электроны разбивают молекулы ядовитых веществ на атомы. К примеру окись азота (NO) разбивается на N и O. Атом азота приклеивается к такому же свободному атому и получается молекула безвредного азота - N2. Также происходит и с углеводородами и с угарны
Оглавление

Катализатор в автомобиле
Катализатор в автомобиле

Каталитический нейтрализатор - устройство в выхлопной системе, которое преобразует ядовитые соединения в выхлопе в азот, углекислый газ и воду.

Катализатор может быть установлен сразу за коллектором или под днищем, перед резонатором.

Устройство катализатора, принцип работы.

В металлическом корпусе установлен сотовый керамический блок, через эти соты проходят выхлопные газы.

Сотовая конструкция выбрана для того, чтобы максимально увеличить рабочую поверхность, а керамика выдерживает высокие температуры.

На поверхность керамических сот нанесён очень тонкий слой драгоценных металлов (платина, золото, палладий и д.р.) - это окислители.

Под воздействием высокой температуры (рабочий режим катализатора от 300 до 800 градусов) свободные электроны разбивают молекулы ядовитых веществ на атомы.

К примеру окись азота (NO) разбивается на N и O. Атом азота приклеивается к такому же свободному атому и получается молекула безвредного азота - N2.

Также происходит и с углеводородами и с угарным газом.

Особенности эксплуатации

В режиме прогрева двигателя катализатор не работает, он ещё не прогрелся.

С повышением температуры, он начинает свою работу, узел не требует от автовладельца никакого контроля.

За работой узла следят кислородные датчики. Один стоит перед катализатором, на основании его данных блок управления корректирует параметры воздушно-топливной смеси.

Второй кислородный датчик контролирует эффективность работы катализатора.

При падении эффективности контрольный блок сообщит об ошибке ( загорится лампа неисправности).

В режиме прогрева параметры второго кислородного датчика игнорируются.

Самое главное - это не навредить работе катализатора (запчасть очень дорогая).

Что может вывести из строя катализатор?

  • Удары по корпусу от дорожных препятствий. Соты хрупкие и легко разрушаются.
  • Использование низкокачественного топлива (с неправильным октановым числом, повышенным содержанием примесей). Соты катализатора забиваются сажей, перегреваются и разрушаются.
  • Использование автомобиля с неисправной системой питания или зажигания. Особенно вредно, если один из цилиндров двигателя работает с перебоями или не работает совсем. Несгоревшее топливо с выхлопом попадает в катализатор, догорает в нём. Это приводит к оплавление сотовой структуры и разрушению.

Вот и все особенности. При выполнении этих правил катализатор прослужит долго ( несколько сотен тысяч пробега).

Все. Безвредного выхлопа и хороших дорог.

-2