Приветствую, дорогие друзья. До сих пор остается актуальным вопрос по поводу навязывания банками дополнительных услуг при получении кредита, а именно страховки. Несмотря на то, что этой теме уделено достаточно внимания, каждый день у людей возникает вопрос как действовать при навязывании, или как вернуть уже навязанную страховку. Хочу пояснить, что происходит на практике на сегодняшний день, как ведут себя банки, и что необходимо предпринять.
Начнем с того, что навязывание дополнительных услуг само по себе незаконно. В данном случае применяется закон о защите прав потребителей, где в ст. 16 четко сказано
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Вроде бы, все хорошо, закон на нашей стороне. Однако, есть важный нюанс. Банк не обязан предоставлять кредит, это право банка, т.е. банк может отказать в выдаче кредита, без объяснения причин, и это не будет нарушением, пока что законодательство установлено таким образом (будем надеется законодательство измениться в лучшую для нас сторону). Этим банки и пользуются. Таким образом, при получении кредита и навязывания дополнительной услуги страховки, очень сложно применить ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
Тем не менее, если вы согласились на страховку, ради получения кредита, то есть возможность обратиться с заявлением об отказе от страхования и возврата страховой премии. Только существует определенный срок- 5 рабочих дней. Т.е., после получения кредита, можно придти на следующий день (например) и отказаться от услуги по страхованию. В течение 10 рабочих дней, страховую премию обязаны вернуть. Ссылаться нужно на Указание Банка России от 20.11.2015 N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования".
Теперь, что сейчас происходит на самом деле. Банки, уже давно приметили эту лазейку для клиентов, и все чаще используют коллективное страхование. Т.е. договор заключается между банком и страховой компанией, а заемщик лишь присоединяется к договору как застрахованное лицо. Тут уже совершенно иной порядок, поскольку страховщиком является банк, а не заемщик, а страхователем-страховая компания. Вот от такой страховки отказаться гораздо проблемнее. Таким образом, банки стараются обойти вышеуказанное Указание Банка России №3854-У.
Исходя из вышеизложенного, рекомендую первым делом внимательно ознакомиться с договором (это нужно делать в принципе всегда). Ни в коем случае не спешить, если что-то непонятно, то уточнить у сотрудников банка, либо обратиться заранее к юристу для ознакомления с договором. По поводу страховки, посмотрите внимательно условия, в том числе возможность отказа, коллективная она или нет, и при отказе меняются ли условия кредитования ( как правило, банки указывают, что в случае отказа от страховки, повышается процент годовых). Если возникают сомнения, то лучше откажитесь от подписания договора, и обратитесь в другой банк.
Не стоит платить лишние деньги, знайте свои права.
Обязательно подпишитесь на канал. Это важно для его развития. Скоро будут публиковаться важные изменения в законодательстве РФ, которые готовятся Государственной Думой РФ. Спасибо за внимание.