Российское правительство взялось исполнять майский указ президента Путина. Начать решили с масштабного развития магистральной инфраструктуры. Что и почем будут строить? И почему это, скорее всего, не принесет большой пользы экономике?
Что происходит?
Министр экономического развития Максим Орешкин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву проект комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, пишет РБК. Этот документ в своем майском указе поручил разработать президент Владимир Путин. В текущую версию плана внесено 690 объектов. Свои заявки предлагали как федеральные ведомства (Минэнерго, Минвостокразвития, Росавиация), так и власти 31 российского региона.
Что хотят строить?
Из 690 проектов 55 затрагивают авиационный транспорт. В основном это реконструкция и строительство небольших региональных аэропортов. В разделе «Автомобильная инфраструктура» указано 296 проектов, включая строительство дорог и мостов. Большая часть проектов - это реконструкция и строительство существующих федеральных трасс. В их числе есть и проект строительства и реконструкции участков автомобильной дороги А-147 Джубга — Сочи и далее до границы с Республикой Абхазия. Ранее Минтранс оценивал этот проект в 1,6 трлн рублей. Впрочем, министерство сочло его слишком дорогим и нецелесообразным, писали мы ранее
Железнодорожные проекты (всего 104) в основном включают строительство скоростных и высокоскоростных магистралей (ВСМ), а также модернизацию действующих путей. В частности, в списке есть проект ВСМ Москва - Казань и ВСМ Екатеринбург - Челябинск, а также скоростная магистраль из Краснодара до Грозного и далее до Махачкалы.
При этом в плане МЭР нет возведения моста через Сахалин, изучить вопрос о строительстве которого ранее поручил Путин (проект оценивается в 540 млрд рублей, из которых бюджетных - 250 млрд).
Сколько все это будет стоить?
На строительство объектов, согласно плану, предварительно планируется потратить 6,8 трлн рублей с 2019 по 2024 год. Федеральный бюджет профинансирует эти планы лишь частично, на 3,1 трлн рублей. Из этой суммы уже сейчас в бюджет на 2019-2021 годы заложены 1,2 трлн рублей. «Дополнительная потребность» в средствах на выполнение плана составит 1,9 трлн рублей, в частности около 500 млрд рублей из них собираются найти путем перераспределения расходов.
Таким образом, средний расход в год составит около 1,2 трлн рублей. Для сравнения, в бюджете 2018 года общие расходы заложены в размере 16 трлн рублей. То есть, затраты на инфраструктурные проекты планируются не слишком большими и в текущих ценах составляют около 13%.
Основной статьей расходов станет транспортная инфраструктура: на нее в рамках плана планируется потратить 6,5 трлн рублей (из них 3 трлн рублей из бюджета). Еще 300 млрд рублей (из них бюджетных - порядка 40 млрд рублей) пойдут на инфраструктуру в энергетику.
Источниками финансирования плана помимо федерального бюджета и инвестпрограмм госкомпаний станут частные средства, привлеченные с помощью механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Возможно и участие региональных бюджетов.
В чем проблемы?
За счет масштабной стройки государство хочет оживить очень вялую российскую экономику. Сама по себе идея правильная, но в этом случае положительного эффекта мы, скорее всего, не увидим. Почему?
1. Сроки. Шесть лет - это очень мало. Построить что-то можно, но получить макроэкономический эффект вряд ли удастся.
2. Деньги. В бюджете есть всего 1,2 трлн рублей на 3 года из необходимых 3,1 трлн. А где взять еще 1,9? Сократить расходы? На что и какие? Привлечь деньги из инвестиционных программ госкомпаний, той же РЖД? Так государство само ее дотирует!
Хорошо, допустим, правительство деньги нашло. А еще 3,7 трлн рублей где брать? ГЧП? Это до такой степени заезженная за последние 15 лет пластинка, что слушать ее больше нет сил.
Привлечение частных инвестиций в государственные стройки в России означает, что:
а. Получившийся объект будут дорогим.
б. Платным для эксплуатантов, то есть, как правило, простых граждан.
в. С большой долей вероятности достраивать его будет государство или регионы, у которых и так нет денег.
3. Эффективность. Проблема не в том, чтоб потратить 7 трлн рублей. Проблема в том, что у государства должно быть понимание, зачем все это нужно строить, каковы сроки окупаемости проектов (и возможна ли она в принципе), как эффективно использовать ресурсы. Похоже, что пока тут больше вопросов , чем ответов. «Давайте начнем новые “стройки века” - и все вырастет», - так вряд ли получится .
4. Санкции. Даже если экономика получит от таких инфраструктурных проектов положительный импульс, он будет нивелирован влиянием антироссийских санкций, считают аналитики.
Впрочем, из этого строительного мешка уже начинают торчать длинные и хорошо знакомые уши. Абсолютное большинство расходов по новой программе – автомобильные дороги и мосты, А бенефициары транспортного инфраструктурного строительства в России хорошо известны. Так что не очень понятно, вырастет ли в итоге экономка или нет. Но строительные компании, принадлежащие российским олигархам, за счет инфраструктурного бума могут и под санкциями чувствовать себя вполне неплохо.
Читай канал «Ясно Понятно».
Также наши заметки доступны в Фейсбуке и на новостном портале Anews.
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике. Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.