У музыкальных баттлов долгая история! О первых состязаниях музыкантов рассказывают древние мифы. Во времена рыцарей и королей соперничали менестрели. И в Новое время виртуозы спорили о том, кто из них лучший.
Не раз музыкальные дуэли появлялись и на киноэкране.
Посмотрим на три из них и разберёмся, что на самом деле там происходит (и насколько хороша режиссура!)
***
Фильм "Перекрёсток" 1986 г. о блюзовых гитаристах. Перекрёсток — это то место, где музыкант может предложить душу дьяволу в обмен на успех и славу. В финале кинофильма гитарист, заключивший такой контракт, состязается с молодым музыкантом — и проигрывает.
Роль виртуоза-гитариста исполняет виртуоз-гитарист Стив Вай.
Вначале двое соперничают в искусстве импровизации и во владении собственно гитарой. А потом юноша начинает играть пятый Каприс Паганини — произведение мало того, что безумно сложное, так ещё и написанное для скрипки, а не для гитары. Чтобы сыграть такое, помощи дьявола недостаточно — нужны годы упорных занятий.
Интересно, что на самом деле Каприс для фильма исполнил тот же Стив Вай, который на экране играет неспособность сыграть его.
***
"Легенда о пианисте", 1998 г. (она же Legend of 1900 — "Легенда о Тысяча девятисотом", это прозвище пианиста).
Фильм использует легенду о юноше, который родился на борту трансатлантического лайнера и провёл на корабле всю жизнь, играя для путешественников. Он невероятно прославился. Один знаменитый джазовый пианист из Нового Орлеана поднялся на корабль, чтобы бросить ему вызов.
Музыку к дуэли (за исключением известной песни Silent Night) написал Эннио Морриконе. Музыканты несколько раз обмениваются "ударами". На первую пьесу джазмена 1900-й отвечает очень простой и популярной песенкой "Тихая ночь"(Silent Night), которая звучит как насмешка. Вторую пьесу он полностью повторяет на память, но это не впечатляет толпу. Тогда Тысяча девятисотый играет пьесу "Enduring Movement" невероятной сложности.
Пьесы джазмена, несмотря на лёгкое звучание музыки, технически очень сложны. Это практически непрерывные многозвучные аккорды в очень быстром темпе. Высок риск "промазать" по клавишам.
А вот финальная пьеса не настолько сложна, как кажется. Многие этюды Шопена и Листа куда сложнее. Но, видимо, по смыслу фильма нельзя было противопоставить джазу классику. Поэтому режиссёру пришлось изобретать визуальные приёмы, чтобы "усложнить" облик пьесы. А финал сцены, в котором якобы струны пианино раскаляются так, что о них можно зажечь сигарету — совершенно неправдоподобен.
***
Фильм "Нервы на пределе" (High Strung, 2016 г.) на самом деле про хип-хоп. Поэтому сцена поединка скрипачей обрывается довольно нелепым танцевально-акробатическим номером. Жаль! Но по крайней мере начало сцены довольно любопытно, и пассажи действительно играются сложные.
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!