Абсолютная истина есть предел, к которому относительная истина всегда приближается, но которого она не достигнет никогда
Объективная истина выступает как предел, к которому в процессе познания стремится субъективная истина, если степень ее искажения непрерывно уменьшается. Если степень искажения субъективной истины становится равной идеальному нулю, то субъективная истина соответствует объективной истине в идеальной точности.
Но тогда возникает вполне уместный вопрос: возможно ли уменьшить в сознании человека степень искажения истины до нуля? Другими словами, может ли человек познавать объективную истину? Как бы точно мы ни определили длину карандаша или какого-либо другого предмета, всегда можно найти более точные измерения.
Чтобы в процессе развития шаг за шагом довести погрешность наших измерений до идеального нуля, нам бы понадобилась вечность, которой у нас нет. Поэтому абсолютно точная истина о размерах какого-либо предмета выступает как недосягаемый предел, к которому в процессе вечного и непрерывного уточнения приближается относительно точная истина, но которого она никогда не достигнет.
Такого рода объективная истина в абсолютной точности не познаваема, то есть степень ее искажения в сознании субъекта невозможно уменьшить до абсолютного нуля. Субъективная истина о размерах предметов может быть только лишь относительно более точной или менее точной, но она не может быть абсолютно точной.
Однако, нужна ли нам такого рода абсолютная точность? Нет, не нужна. “Целью познания является достижение истины” с такой степенью точности, в какой это нужно для нашей практической деятельности и нашего дальнейшего развития. Если речь идет о размерах квартиры, то мы можем их определить с точностью до 1 см, а этого для нашей практической жизни вполне достаточно.
Определение размеров квартиры с точностью до 1 мм нам не нужно, а потому оно недоступно для нас. Если речь идет о чертежах, то мы можем наносить на них изображения с точностью до 1 мм, а этого вполне достаточно для нашей инженерной деятельности. Нанесение линий на чертеже с точностью до 1 микрона нам не нужно, а потому оно недоступно для нас.
Если речь идет о диаметре шариков в подшипниках качения, то мы можем измерить их с точностью до 1 микрона, а этого вполне достаточно даже для ракетной техники. Измерение шариков с точностью до тысячных долей микрона нам не нужно, а поэтому оно недоступно для нас.
Относительной истиной мы называем такую субъективную истину, которая соответствует объективной истине с точностью, достаточной для целесообразной практической деятельности человека на данном этапе его развития. Такого рода относительная истина может быть познана и вполне успешно использована человеком. Излишняя точность потребовала бы от нас дополнительных затрат и поэтому оказалась бы нецелесообразной.
Относительная истина всегда субъективна, ибо существует она только лишь в сознании субъекта. Она зависит от его способностей и воли. Она может быть дополнена, углублена, расширена и уточнена, но не может быть объективно опровергнута никем и никогда в будущем. Она охватывает одну или несколько сторон действительности, а не всю ее исчерпывающую полноту.
Но это вовсе не означает, что объективная истина якобы непознаваема всегда. Субъект может дать объективный ответ, например, на такие вопросы, как: “Сколько карандашей я держу в руке?” или “Сколько учеников в классе?” и т.д. В таких случаях объективная истина познаваема, а степень ее искажения в сознании человека может быть равна абсолютному нулю. Кроме того, для разных субъектов относительная истина может быть различной, а абсолютная истина для всех всегда одинакова.
Приведем примеры:
Пример 1. Великий ученый Альберт Эйнштейн в 1919 году в своем ответе журналистам об относительности истины писал следующее: “Некоторые утверждения в вашей газете, касающиеся моей жизни и моей личности, обязаны своим происхождением живому воображению журналистов. Вот еще один пример относительности для развлечения читателей.
Сейчас в Германии меня называют “немецким ученым”, а в Англии я представлен как “швейцарский еврей”. Но если бы мне было уготовано судьбой стать ненавистным, то произошло бы обратное: я оказался бы “швейцарским евреем” для немцев и “немецким ученым” для англичан”.
Мнение журналистов, немцев и англичан об Альберте Эйнштейне было субъективной истиной. Однако, в объективной действительности, независимо от субъективных мнений, он был евреем.
Такой ответ является абсолютно верным элементом всеобщей истины.
Пример 2. Мы держали во дворе кур и уток. В солнечную погоду куры чувствовали себя отлично, а утки – плохо. В дождливую погоду наоборот: утки чувствовали себя отлично, а куры – плохо.
Тогда я задаю вопрос: что такое хорошо и что такое плохо, солнце или дождь? Для кур относительной истиной является то, что солнце – это хорошо, а дождь – плохо. Для уток относительной истиной является то, что дождь хорошо, а солнце – плохо. Однако, объективную истину мы можем сформулировать следующим образом: и дождь и солнце – это хорошо, ибо если бы не было их обоих, то не было бы на Земле никакой жизни вообще.
Такой ответ также является абсолютно верным элементом всеобщей истины.
Пример 3. Я задаю вопрос: где лучше жить, в воде или на воздухе?
Для рыб относительной истиной является то, что лучше жить в воде, а воздушная среда является смертельно опасной для жизни. Для человека относительной истиной является то, что хорошо жить на воздухе, а водная среда является смертельно опасной для жизни. Однако, объективную истину мы можем сформулировать следующим образом: хорошо жить рыбе в воде, а человеку на воздухе.
Такой ответ является абсолютно верным элементом всеобщей истины.
Пример 4. Пенициллин – это хорошо или плохо? В качестве относительной истины, для большинства людей пенициллин является хорошим лечебным средством, а для некоторого небольшого количества людей – ядом. Абсолютно верный элемент общей истины мы можем сформулировать так: пенициллин является лечебным средством для многих и смертельным ядом для некоторых.
Пример 5. Витамин D – для здоровья полезен или вреден? Ответ: в нормальных дозах полезен, в больших – вреден.
Абсолютно точная информация о размерах предмета, существующая вне и независимо от всякого субъекта, является объективной истиной. Однако размер не является единственной характеристикой предмета, каждый предмет имеет бесчисленное множество характеристик. А в мире существует несметное множество предметов.
Абсолютной истиной мы называем исчерпывающую вглубь и вширь полноту объективной информации о всей совокупности бытия в целом, без всякого исключения. Абсолютная истина не может быть дополнена, углублена, расширена, уточнена или опровергнута никем и никогда в будущем. Она охватывает не только настоящее, но все прошлое и будущее.
В отличие от относительной истины, существующей в сознании субъекта и охватывающей только лишь отдельные приближенные фрагменты бытия, абсолютная истина существует вне всякого субъективного сознания и охватывает с абсолютной точностью все стороны объективной реальности и действительности. Объективная истина, является в то же время и абсолютной истиной только лишь в том случае, если она охватывает исчерпывающую полноту информации о всех аспектах бытия без всякого исключения.
Объективная истина, рассматриваемая как отдельный элемент абсолютной истины, является абсолютной категорией только лишь в том смысле, что она не может быть уточнена, углублена или опровергнута никем и никогда в будущем, то есть она исчерпывает абсолютную истину вглубь.
В то же время она является относительной категорией только лишь в том смысле, что она может быть дополнена и расширена, то есть она не исчерпывает абсолютную истину вширь. В строгом смысле слова всякое мысленное расчленение единого бытия на отдельные составные элементы является относительной, а не абсолютной категорией.
Тем не менее такого рода элементарную истину не совсем корректно принято называть также абсолютной. Поэтому абсолютно верную элементарную истину мы будем называть достоверной. Достоверной истиной мы будем называть тот элемент абсолютной истины, который может быть дополнен и расширен, но не может быть уточнен, углублен или объективно опровергнут никем и никогда в будущем.
Если мы не можем определить в абсолютной точности такой простейший элемент, как действительная длина предмета, то мы не можем охватить исчерпывающую полноту абсолютной истины тем более. Невозможность познания абсолютной истины человеком усугубляется еще тем, что она непрерывно изменяется.
Абсолютная истина бесконечна и неисчерпаема как вширь, так и вглубь. Конечный ум человека не может охватить бесконечную истину. Чтобы исчерпать всю полноту такого рода абсолютной истины вглубь и вширь, нужно дать ответ на бесчисленное множество вопросов, возведенное в куб, что практически невозможно. Поэтому человек не может охватить и познать всю абсолютную истину о сути бытия в целом, в исчерпывающей ее полноте.
Однако, человек и не нуждается в исчерпывающей полноте абсолютной истины, ибо она нужна только лишь для контроля всего мира в целом. А такую цель человек не может и не должен себе ставить.
Абсолютная истина выступает как предел, к которому всегда в процессе своего вечного развития будет стремиться интеллект субъекта, но которого он никогда не достигнет. Однако, это вовсе не означает, что объективная истина, как абсолютно правильный элемент всеобщей, исчерпывающей истины, является якобы непознаваемой вообще.
Таким образом, мы различаем с одной стороны объективную истину от субъективной, а с другой стороны – абсолютную истину от относительной. Абсолютная истина существует вне и независимо от субъективного сознания. Относительная истина всегда субъективна и существует только лишь в сознании субъекта.
Абсолютная истина не может быть познана субъектом в исчерпывающей ее полноте. В то же время отдельные элементы объективной истины могут быть познаны субъектом в абсолютной точности, если он будет ставить задачу надлежащим образом. В любом случае субъект может познавать относительную истину с любой степенью точности, необходимой для его практической деятельности.
Таким образом, под абсолютной истиной подразумевается, как абсолютно правильная, так и абсолютно полная, исчерпывающая истина. “Абсолютная истина понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем”.
Чтобы избавиться от двусмысленности, абсолютно верной истиной будем называть тот элемент верных правильных знаний, который никем и никогда в будущем не может быть объективно опровергнут.
***