Полтора года назад мы с мужем переехали в Израиль по программе "Первый дом на родине". Это программа для молодых пар, по которой люди с еврейскими корнями переезжают в кибуц, полгода живут там на льготных условиях, учат язык и знакомятся со страной. Про наш кибуц Эйн Ашофет можно почитать здесь.
В этом посте я, спустя год после программы, расскажу о том, кому не подойдет репатриация в кибуц.
1. Вам не нравится жить в кибуце
Казалось бы, это очевидно, но стоит оговорить лишний раз.
Конечно, сложно представить себе, что такое кибуц, тому, кто никогда в кибуцах (или вообще в Израиле) не был. Но даже поверхностного гугления достаточно, чтобы понять, что это – не город. Это что-то вроде закрытого поселка со своей минимальной инфраструктурой (магазин, поликлиника, детский садик, столовая и т.д.).
Кибуцы бывают побольше и поменьше, но в любом случае это небольшой населенный пункт со всеми вытекающими: там живет мало людей и все у всех на виду, там нет кафе и ночных клубов, там есть только маленький магазин «все в одном» и до ближайшего города ехать не меньше 15 минут. В нашем кибуцном пабе – два вида пива, на крайней дорожке в бассейне всегда плавает один и тот же кибуцник, а всех кибуцных котов я знаю наперечет. В общем, это правда очень и очень небольшая тусовочка. Поэтому если вы всегда жили (или хотели жить) в мегаполисе, если вас тошнит от одной мысли о жизни загородом, если вы считаете, что в деревнях живут только неамбициозные неудачники – не надо туда ехать, правда. Все плюсы кибуца не перекроют этого главного минуса, а находиться даже полгода в месте, от которого с души воротит – не лучший способ начать новую жизнь.
2. Вы не любите «командные игры» и плохо переносите большие объемы общения
Репатриация в кибуц – это репатриация по программе, а значит, вас ждет соседство с сопрограммниками. В некоторые кибуцы принимают всего 1-2 семьи за раз, а в некоторые, например, в наш - аж 12. Со всеми этими людьми вы будете так или иначе общаться, у вас будут совместные ужины, собрания и поездки на море, вы будете сталкиваться по нескольку раз в день и жить бок о бок. При этом люди, как и везде, могут попасться разные – можно найти лучшего друга, а можно совсем не сойтись характерами. Если вы плохо поддерживаете «хорошую мину» в разговоре с кем-то, кто вам несимпатичен, и вообще предпочитаете одиночество общению, будет сложно. Конечно, можно закрыться в своей комнате и выходить из нее только на учебу – но этот вариант весьма неоднозначен и подходит только сильным духом.
3. Вы не готовы на время снизить уровень жизни
Репатрианты, приехавшие в кибуц по программе, живут в домах программы. Условия зависят от конкретного кибуца, но, в любом случае, кибуц не предоставит каждому дом с несколькими спальнями. Как правило, речь идет об отдельной, но маленькой квартире в не самом новом доме. В нашем случае – одна комната, крошечная кухня-прихожая и ванная.
Мебель есть, все, что нужно, в наличии – но мебель не новая, обстановка скромная, а уют надо наводить своими силами. То же касается и работы – найти подработку в кибуце можно, но это не будет должность бухгалтера или программиста. В кибуце много простой работы – на уборках, на ферме, в столовой, в детском саду. Если мысль о том, чтобы разносить салатики, приводит вас в ужас, то у меня плохие новости :)
Впрочем, здесь все это воспринимается совсем иначе: в кибуце черновая работа не считается чем-то плохим и стыдным. Здесь все делают все: директор садика выходит в смены, если не хватает воспитательниц, и вместе со всеми вытирает попы и носы. А директор столовой лично жарит шашлык для ужина во вторник, а если видит разлитое молоко, идет за шваброй и вытирает пол.
4. Вы хотите избежать русскоязычной среды
99% участников «Первого дома» - из стран бывшего СССР. Это значит, что, полгода-год вы будете находиться среди русскоязычных людей, и полностью «отключить» русский, чтобы как можно быстрее выучить иврит, не получится. В кибуцах с большим потоком репатриантов часть участников остается и после окончания программы: например, почти весь персонал нашей столовой – выпускники «Первого дома». Вся эта родная речь вокруг создает уютную зону комфорта, выбраться из которой может быть непросто.
5. Вам нужен самый сильный ульпан
Мне нравится наш ульпан (языковая школа), но объективно он – не самый сильный в стране. За счет того, что программу у нас можно продлить на вторые полгода, ульпан тоже рассчитан на год – а и информацию дают довольно неспешно. Кроме того, в ульпанах кибуца, как правило, нет возможности учить язык на продвинутом уровне, например, если вы серьезно занимались ивритом в стране исхода. В нашем ульпане есть только три класса: «алеф», «бет» и «гимель», при этом темы, которые в них проходят, идентичны – разница только в уровне учеников. Учитывая, что уровень ульпана и так очень сильно «завязан» на преподавателе, зависеть еще и от мотивации учеников совсем не хочется.
Самых сильных ульпанов 2-3 на всю страну, информация о них легко гуглится и, если для вас принципиально получить максимум языка за полгода, лучше подумать в их сторону.
6. Вы плохо переносите избыток природы :)
Кибуц – это жизнь загородом, а значит, природа будет ломиться в вашу жизнь тут и там. Запахи из коровника, огромные тараканы, муравьи, стрекозы и жуки, бегающие сами по себе коты и собаки (мирные и добрые, но все же), объедающие финики летучие мыши… Первое время нас шокировало, что работники фермы приходят обедать в столовую прямо в рабочей одежде, которая… ну, в общем, по ней видно (и слышно), что это одежда для коровника.
Если вы боитесь собак даже когда они на поводке, а мысль об экскурсии на молочную ферму вызывает только рвотные позывы, кибуц явно не лучший вариант.