Перед нами картина Леонардо да Винчи, где на переднем плане изображена скалистая равнина, уходящая в бездну. На заднем плане видны пики гор, ледники и ущелья. Справа на склоне холма растет черное дерево.
В центре картины находятся Святая Анна, ее волосы заплетены в косы, уложены вокруг головы и прикрыты ниспадающей вуалью. На лице мягкая улыбка, глаза опущены.
У нее на коленях сидит Мария, ее дочь, на ней пышное розовое платье с серыми полупрозрачными рукавами из муслина, права рука и ноги укрыты голубым плащом. Мария наклоняется к трехлетнему Иисусу.
Анна обнимает Марию, а та младенца Иисуса. Ребенок вырывается из рук матери, словно символизируя момент рождения. Он спускается на землю, вступая в мир людей. Древние иудеи приносили ягнят в жертву богу. Иисуса умершего на кресте за грехи человеческие называют агнцем божьим. Художник изображает его подчеркнуто беззащитным. Пытаясь сеть на ягненка, Иисус мучает его. В этой сцене изображены его будущие муки и смерть. Мария, которая, возможно, знает судьбу сына, останавливает его.
Картина разделена на две цветовые зоны по температуре. Теплая зона: тела персонажей, их одежда и почва с растениями. Холодная зона: небо, горы, вода, плащ Марии. Яркие зоны на картине подчеркиваются близостью темных. Леонардо передает объем, затеняя цвета, ведь равномерное затемнение передает мягкость лиц, а не равномерное выдает объем.
Он стремился сделать изображение максимально объемным. Это его главная цель, для реализации которой он перепробовал массу пигментов и связующих, разнообразие грунтов и вариантов композиций. И он нашел решение, однако, посчитал его недостойным.
Фигура вписана треугольную композицию, но благодаря объему она становится пирамидой. Голова Анны и ее нога – две точки, образующие вертикаль, головы Мари и Иисуса смещены вправо и создают диагональ, кроме этого взгляды Анны и Иисуса направлены друг на друга.
Что думал о картине Фрейд?
Интересную интерпретацию картины дает Зигмунд Фрейд. Известно о сне Леонардо да Винчи, где он будучи маленьким мальчиком лежит в колыбели, в нему прилетает коршун, чтобы разомкнуть ему губы хвостом, и несколько раз ударяет его по устам.
Фрейд пишет работу, посвященную сну о коршуне «Детские воспоминания Леонардо да Винчи», но из-за ошибки в переводе оригинального текста снов на немецкий, он начинает трактовать образ грифа, а не коршуна. Гриф у древних египтян отожествился с матерью. Да Винчи был внебрачным ребенком нотариуса, у него было две матери: родна и приемная. Отсюда, как утверждает Фрейд, две женские фигуры в едином теле. Загадочная улыбка персонажей картины – это божественная улыбка матери.
Почему Фрейд был не прав?
Но любые толкования картин художника могут быть опровергнуты его собственными рукописями, где он утверждает, что не нужно искать в его картинах тайных смыслов. Его дело - это исследования и научный эксперимент. Количество надуманных толкований навеяно интеллектуальной деятельностью Леонардо.
Большая часть картин Леонардо не дописана до конца и это не потому что ему не хватило времени, сил или таланта. Идея была в том, что в процессе бесконечного созидания ни одна форма не является законченной. Это новое виденье вселенной возникает в эпоху Возрождения. Вместо закрытого мира появляется бесконечный, вместо закрытых форм открытые. Вот почему художник намеренно оставляет большинство своих картин не законченными.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, так вы поддержите его автора и он с удовольствием продолжит писать новые статьи.