История Восточной Европы долго была для профессиональных антропологов неизвестна. Ученые не сразу поняли почему они долго не замечали особой роли Восточной Европы. Здесь на стыке цивилизаций идет вековечная война пророков. Исторические процессы здесь имеют такие длинные циклы, иногда измеряемые тысячам лет, что их непросто разглядеть. События, скажем, которые происходили в средневековой Руси, оказали решающее влияние и на всю Европу, и всю Азию.
Иисус Христос из Назарета — в христианстве центральная личность, предсказанная в Ветхом Завете (еврейской Торе) Мессия, распятый на кресте в 33 году нашей эры за грехи людей, как искупительная жертва. Основными источниками информации о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. В Евангелие включены и книги Торы Моисея (Ветхого Завета).
Пророк Мухаммед закончил свой земной путь в 632 году. Он является последним пророком и посланником Аллаха, которому также было ниспослано священное писание — Коран.
Чингисхан умер в 1227 году – он оставил законы Ясы, а наследниками монгольской империи стали его прямые потомки от первой жены Бортэ по мужской линии, так называемые чингизиды стали владеть Евразией.
В Средние века на Ближнем Востоке шли ожесточенные сражения между армиями ислама и крестоносцами. Последний форпост крестоносцев на побережье Леванта, остров Руад, был взят мамлюками в 1303 году, после чего европейцы никогда не занимали больше территорий на Святой Земле до самой Первой мировой войны ХХ века. Но все главные события в это время уже происходили на севере, где столкнулись древние пророки и армии Чингисхана. К сожалению, эти события были не так популярны у средневековых писателей, поэтому мировая историография о них мало знает.
Русский князь Ярослав Мудрый, живший около 1000 лет назад, сын князя Владимира, крестившего Русь, был дальновидным европейским политиком. Он выдал многочисленных своих дочерей за европейских монархов, а сыновей женил на европейских принцессах. Его дочь Анна стала королевой Франции. Ее дети стояли у истоков первых крестовых походов. На границах своего княжества в Торжке и Твери Ярослав Мудрый еще в 1015 году начал строить христианские госпиталь и цитадель откуда славянские пилигримы двинулись на восток. Так началась славянская колонизация Восточной Европы, которая сопровождалась обращением язычников и иудеев в Христову веру. К этому времени в Поволжье была уже разгромлена Хазария, где официальной религия был иудаизм. Так началась в Восточной Европе многолетняя война пророков, которая идет до сих пор. Новый завет Иисуса в коллективном бессознательном жителей до сих пор пытается победить Ветхий Завет Моисея. Это борьба длится уже более тысячи лет.
Роль Александра Невского и его раскаяние
Между тем нашествия монгол Чингисхана на Европу учащались. Волжская Булгария (нынешняя Татария), прикрывающая Русь от монголов, пала под их натиском. Рюриковичи вынуждены были выбирать между Европой и Азией. В 1225 году отец Александра Невского «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины. Начав самостоятельную жизнь воина, Александр Невский выбрал Азию. По мере взросления Александр подружился с сыном хана Батыя и стал обслуживать интересы языческой орды в противовес союзу с христианской Европой. Так Рюриковичи, потомки родоначальника русов Рюрика, стали вассалами Чингизидов. Александр Невский провел перепись в Новгороде для целей уплаты оброка ордынцам, он воевал с христианскими рыцарскими орденами, которые в преддверии нашествия монголов стремились продвинуться на восток для защиты русских христиан.
Во многом из-за политики Невского орда Батыя в 1237—1240 годах вторглись на Русь, разгромив Рязань, Москву, Владимир, Ярославль. Тверь и другие города. Дольше всех сопротивлялась христианская цитадель Торжок и Козельск.
Русский князь Александр Невский, несмотря на свое стремление выслужится перед восточными ханами, через несколько лет был отравлен в Орде и сильно заболел. По прибытии на Русь он раскаялся – принял христианскую монашескую схиму под именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года. За это раскаяние он отнесен церковью к лику святых (а вовсе не за войну с крестоносцами, как многие думают).
Сопротивление христианских рыцарей Твери
Князь Твери Михаил Ярославич в 1305 году первым стал носить титул «великий князь всея Руси». Тверь стала высказывать претензии на объединение Руси и намерение освободиться от вассальской ордынской зависимости. Такие планы уже зрели в крепостях русских князей и христианских монастырях. Все понимали, что геополитический выбор Александра Невского, сделавший русских князей вассалами Чингизидов, был ошибочным.
К тому же ордынский хан Узбек принял ислам , он передал великокняжеский стол московскому князю Юрию Даниловичу и послал монгольскую конницу ему в помощь для борьбы с Тверью. 22 декабря 1317 года Михаил Ярославич Тверской в битве у села Бортенево разбил объединенное войско монгол и москвичей во главе с Юрием Московским, который бежал с поля боя. После этого тверской князь, вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, чтобы не допустить разорения Твери новым экспедиционным корпусом монгол, был казнен в Орде…
15 сентября 1326 года в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского. Дмитрий Грозные Очи убил князя Юрия Московского прямо в Орде за наговоры на отца. Ярлык на великое княжение, однако, все равно достался Твери, другому сыну Михаила Тверского – князю Александру Михайловичу. Чингизиды уважали доблесть тверских рыцарей.
Народное восстание жителей Твери
Город Тверь каждый август на «Успение» 28 августа, праздник православных христиан, отмечает годовщину поворотного момента в истории России – день Щелканова разорения. Под таким названием вошло в историю восстание жителей Твери в конце лета 1327 года.
Это было одним из эпизодов многовекового противостояния Западной и Восточной Руси - процесса выбора исторического пути. Тогда русские выбирали с кем они: с монголами, принявшими ислам, или с европейскими христианами. Москва стремилась к союзу с Ордой на правах вассала, а Тверь, как и русские демократии Пскова и Новгорода, стремилась к союзу с Европой. С кому же начиная с 1240 года шло объединение русских феодалов, что в конце концов привело к созданию Великого княжества Литовского, которое включало в себя значительные территории современной России, Белоруссии и Украины. В 1317 году литовский князь Гедимин добился уменьшения митрополии Московского княжества: по его требованию была создана православная митрополия Литвы. События XIV века очень важны для понимания современной России и всей современной истории Восточной Европы, где ментальные столкновения людей с разными культурными кодами продолжаются до сих пор.
Поначалу все складывалось благополучно, но в 1327 году в Тверь с большой свитой приехал двоюродный брат хана Узбека – ханский посол Щелкан. Он поселился в княжеском дворце, после чего «сотворил великое гонение на христиан: насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошел даже слух, будто Щелкан собирался перебить русских князей и сам сесть на тверской престол, а русский народ обратить в ислам. Все ожидали, что это случится на праздник Успения.
15 августа спонтанно вспыхнуло восстание. Ордынцы из свиты Щелкана пытались отнять лошадь у дьякона Дудко, и народ вступился за него. Потом мужики и дружинники кинулись громить монгол по всему городу. Щелкан со свитой хотел спрятаться в резиденции, но был сожжен заживо вместе с дворцом; были перебиты все ордынцы, находившиеся в Твери, включая их купцов.
Хан Узбек немедленно организовал карательную экспедицию против Твери. К карательному войску москвичей присоединились еще силы вассала монголов Александра Васильевича Суздальского.
Тверской князь Александр Михайлович был вынужден отступить и укрылся в свободном Пскове, где была республика, а его братья Константин и Василий – в Ладоге. Русские города Тверь, Кашин, Торжок, святыни христиан, были разграблены, жители истреблены, другие отведены в неволю. Тверского князя Александра же было велено москвичами искать по всей русской земле.
Исламская и христианская дипломатия
Около десяти лет прожил тверской князь Александр Михайлович в свободном Пскове. Христианские города Псков и Великий Новгород были неприступными оплотами русской демократии, торговыми республиками – сюда монголы боялись сунуться. Неуютно здесь себя чувствовали и лазутчики Москвы. Однако Тверь, восточный форпост христианского мира, была оккупирована.
В 1336 году тверской князь Александр послал в Орду сына Федора, который вернулся с монгольским послом. Хан простил Александра, и тот решил лично ехать к Узбеку. Узбек вернул Александру тверское княжение. В первоначальные века для Средней Азии ислам был прогрессивным явлением, где развивались науки и культура. Имамы старались без причины не конфликтовать с православными монахами.
Однако вскоре московский князь Иван Калита опять очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра. Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Сын Святого Михаила Ярославича и Святой Анны Кашинской, брат Дмитрия Грозные Очи, Константина и Василия Михайловичей был убит 28 октября 1339 года.
1342 год — одна из предполагаемых дат образования обители, впоследствии Троице-Сергиевой лавры, которую основал Сергий Радонежский. Он принес на Русь учение о Фаворском свете (умном делании). К этому времени в христианском православии наконец была сформулирована доктрина о Преображении, - по сути, восстановлено учение древнейших патриархов. Исихасты, адепты умного делания, стали массово переселяться на Северную Русь на территории древнейших Фиваид.
Растерзанные тела тверских князей Александра и Федора были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери. Среди многочисленных детей тверского рыцаря Александра наиболее известна Юлиания (Ульяна), вторая жена великого князя литовского Ольгерда, мать Ягайло. Она родоначальница Ягеллонов — великокняжеской и королевской династии Европы.
После казни тверского князя Александра московский князь Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол.
Несмотря на трагический исход, тверское восстание 1327 года имело долгосрочные последствия. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления русскими землями (в дальнейшем они собирали дань только через русских князей) и всяких попыток исламизации русских земель. Это позволило сохраниться русским как нации.
Русский проект хана Мамая
Воин Мамай бросил вызов наследникам Чингисхана. Известный всем российским школьникам как ордынский полководец Мамай, воевавший против московского князя Дмитрия Донского, происходил из древнего племени киятов. Некоторые исследователи утверждают, будто в булгарских летописях говорится, что Мамай из рода Кулябских ханов. А Кулябом татары называли Киев. Мамая на современный лад надо было бы называть украинцем. Вероятно, он был лидером донских и запорожских казаков, а также всех пенсионариев Юга Руси – наследников древнего Понтийского царства древних русов.
Женат Мамай был на дочери ордынского хана Бердибека, со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов. Со второй половины 1350-х годов Мамай, фактически захватив власть в Золотой орде, стал наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года занимал должность беклярбека – одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входили руководство армией, внешними делами и верховный суд.
Мамай стремился возвратить династию Батуидов на главный престол. Не будучи чингизидом, он сам не мог официально стать ханом, поэтому в августе 1361 года возвел на престол своего ставленника Абдуллу из рода Батуидов. Но другие претенденты на трон Золотой Орды не согласились признать его власть. С 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды.
Тем не менее Мамай поставил под свой контроль степь от Днепра до Волги. Временами ему удавалось овладевать столицей Золотой Орды. Ставка же самого Мамая находилась в низовьях Днепра в современной Украине. Во внешней политике он ориентировался на союз с европейскими государствами Генуей, русской Литвой, Венецией и рядом других.
Тверь – центр мировой политики
Новый князь Михаил, сын великого князя тверского Александра Михайловича, в 1368 году утвердился в Твери. В этом же году войска московского князя Дмитрия осадили город Тверь. Михаил бежал в Литву. В 1369 году он вновь вернулся в Тверь, но на следующий год Дмитрий вторично занял город, и Михаил опять оказался в Литве.
В 1370 году умер хан Абдулла. Новым великим ханом Золотой Орды Мамай провозгласил восьмилетнего Мухаммеда-Булака, также из рода Батуидов, который оставался формальным ханом Мамаевой Орды вплоть до 1380 года. Малолетний хан в этот год погиб в Куликовской битве.
Для Руси это было время собирания духовных сил. Преподобный Сергий Радонежский явился тем духовным основанием, на котором было создано российское общество. Сергий Радонежский имел контакты с монахами Афона. Их учение о Фаворском свете он воспринял практически первым на Руси. Горячим сторонником исихазма, учения о нетварном Фаворском свете, был митрополит Алексий Московский, учитель и покровитель преподобного Сергия. Он общался с византийским патриархом Филофеем Коккином, учеником Григория Паламы, основателя исихазма. Учение о Фаворском свете стал частью официальной православной доктрины. Многие отшельники-исихасты после нескольких веков перерыва вновь стали селиться в верховьях Волги и Белоозерье.
К этому времени, судя по всему, уже шли определенные приговоры между Мамаем, московским митрополитом Алексием, посланцем константинопольского патриарха Киприаном, тверскими, рязанскими и литовскими князьями. Однако в Твери появился беглый московский боярин Вельяминов. Он поведал тверскому князю о двуличной политике Москвы. Вероятно, стали известны сведения о закулисных сепаратных переговорах москвичей с посланцами Тохтамыша. Вельяминов отправился к Мамаю, после чего хан передал ярлык на Владимирский престол тверскому князю Михаилу Александровичу Тверскому, заподозрив москвичей в тайном союзе с Тохтамышем. Узнав об этом, московский князь Дмитрий Московский сказал послу Мамая Ачихоже: «К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист». Это явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды Мамая.
Великая степь
В правление хана Узбека (1312–1342) и его сына Джанибека (1342–1357) Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Казням подверглись и некоторые русские князья. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. В степи от Дуная до Иртыша было порядка 150 золотоордынских городов – центров караванной торговли. Колонии христианских генуэзцев в Крыму и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном, льном, оружием, украшениями, пряностями, мехами, кожей, медом, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, маслом и рабами. По Дону, Волге и Днепру корабли торговцев могли попасть в Прибалтику и на Белое море. Ордынские шахи, по сути, контролировали доходы всей евразийской торговли.
В Сибири, Средней Азии, в Синей Орде, к тому времени крепко утвердился ислам, пришедший на смену древним ведическим культам. Возглавлял Синюю Орду хан Тохтамыш, потомок Чингисхана. После Куликовской битвы Тохтамыш с помощью Тимура, правившего Средней Азией, овладел престолом и Золотой Орды. По существу, москвичи помогали воцарению в Орде Тохтамыша, классического азиатского диктатора, которому противостоял Мамай, опиравшийся на европейские крымские республики.
Победа Москвы над Тверью
Летом 1372 года Тверской князь Михаил с помощью литовских войск вновь вернулся в Тверь. Но в этом же году московский князь Дмитрий заключает с Литвой Любутский мир. В 1375 году войска промосковских княжеств обрушились на Тверь. После месячной осады Михаил признал свое поражение и вынужден был присоединиться к московской коалиции. Боярина Вельяминова князь Дмитрий хитростью выманил из ставки Мамая на Русь, схватил и обезглавил.
В 1375 году Дмитрий наконец все же договорился с Тверью о взаимной военной поддержке. Тверь соглашается на союз с Москвой, учитывая, что ее лазутчики доносят: из глубин Евразии на Русь надвигается новая Орда.
Весной 1378 года хан Тохтамыш вторгся на Русь, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить весь юг Руси, включая город Азов. Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи между Доном и Днепром, да еще Крым. Мамай отчаянно пытался собрать западную коалицию, но московский князь Дмитрий вышел из договора. Последствия для Руси были трагичными.
В этих условиях Мамай организовал поход в Московию, чтобы соединиться со своими союзниками: литовским войском, Тверью, другими западными христианскими княжествами. Его дипломаты объясняли северным князьям необходимость противостоять Тохтамышу и предупредить новое разорение монголами русских земель, земель северной и западной Европы.
Катастрофа западного русского альянса
Орда представляла собой сложный конгломерат племен и народностей. Потомки монголов составляли лишь ядро ее военной организации. На западном берегу Волги основным населением степей были половцы и славяне. Потомки восточных завоевателей сохранили военную власть над половцами, но приняли их культуру, постепенно растворившись в местном населении.
Золотая орда Мамая в основном состояла из южнорусских народов – переродившихся хазарских иудеев, православных булгар, половцев, алан, славян и пр. Наследниками этого мира являются современные народы Кавказа, юга России и Украины. Все это многообразие и составляло Орду Мамая. При этом, надо иметь ввиду, что в Синей орде Тохтамыша был примерно такой же этнический состав (хотя азиатов было все же больше), но заметно строже исламские обычаи, общество было более ортодоксальным и консервативным.
На Куликовском поле 8 сентября 1380 года к югу от впадения реки Непрядва в Дон столкнулись две русские армии – восточной и западной коалиции. Это позже официальной пропаганде московских царей понадобилось скрыть правду – и был создан миф о борьбе Москвы с татаро-монгольским игом. Куликовская битва – это всего лишь эпизод борьбы западной Руси на тот момент во главе с киевлянином Мамаем, захватившим власть в Золотой Орде, и ордынским вассалом московским князем Дмитрием, который, по существу, выполнял команды монгольского хана Синей орды Тохтамыша.
Дмитрий Донской не мог рассчитывать на особую победу. Открыто на стороне Мамая выступили рязанские князья. Рядом стояло огромное войско западной русской коалиции во главе Ягаило, сыном Тверской княжны Иулиании. Однако войска Ягайло в сражение так и не вступили.
Куликовская битва было быстротечным кавалерийским сражением профессиональных всадников. Смерть от руки московских лазутчиков в самом начале столкновения на Куликовском поле юноши чингизида Мухаммеда-Булака была страшной трагедией, которая резко изменили геополитическую расстановку сил в Европе. Власть Мамая в одре сражу же потеряла легитимность. Гибель чингизида Мухаммеда-Булака стала причиной поражения Мамая и победы восточной коалиции. Однако есть летописные свидетельства, что Ягайло все же атаковал и захватил обозы отступающего его в сторону Москвы войска Дмитрия. Но это уже не играло никакой роли.
Даже современный школьный учебник как-то стыдливо недоговаривает, что уже в конце сентября, через две недели после Куликовской битвы, на берегах Днепра состоялась еще более грандиозная битва – между войсками киевлянина Мамая и монгольского хана Тохтамыша. В битву с монголами Мамай вынужден был вступить в одиночестве, без союзников. И в этой битве Мамай потерпел поражение. Бежал в Крым и там был убит монголами.
После этого вассальное подчинение Орде еще продлилось много десятилетий, пока наконец на основе христианских монастырей, сознанных Сергием Радонежским, ни родилось государство Россия. Оно возникло благодаря духу западных христиан, которые несли свет Преображения. Православный митрополит Киприан, посланный византийским православными патриархами, объединить западные и восточные русские церкви впервые произнес слово Россия.
Вскоре монгольское иго само собой закончилось. Но борьба света и тьмы продолжилась.
Калинов мост
Самым ожесточенным местом этого сражения целое тысячелетие является город Тверь. В Твери, как на Калиновом мосту в русских сказках, непрерывно идет борьба добра и зла, света и тьмы, будущего и прошлого, новых богов с ветхими, нового Завета с ветхим Заветом. Недаром большевики назвали Тверь «Калининым». 15 августа в Твери спонтанно вспыхнуло восстание, которое привело к рождению России. Уверен, что здесь в Твери, на Калиновом мосту, начнется и новое Преображение. Преображенье. День, когда апостолы увидели Божественное сияние, и сказали: "Хорошо нам здесь", решив всегда жить в его свете.
Кстати, 19 августа – православный праздник Преображения. Именно в этот день в 2009 году при строительстве Знаменской церкви в Савватьево под Тверью случайно был обнаружен саркофаг, крышка которого сразу треснула. Так были обнаружены мощи святого Савватия Оршинского, пришедшего в Тверь с посольством Киприана в 1390 году, через 10 лет после Куликовой битвы. Они тогда принесли икону Божией Матери «Неопалимая купина».
Геннадий Климов
Продолжение следует …