Бэнкси снова рассказывает об остросоциальном и наболевшем – терроризме, культурных конфликтах, проблеме беженцев
Но не всем это нравится. На севере Парижа, поблизости от бывшего центра по приему эмигрантов появилось изображение чернокожей девочки, закрашивающей розовым растительным орнаментом большую свастику. Но работа продержалась на стене недолго – ее быстро закрасили слоем синей краски.
На другой парижской улице появился всадник, с головой обернутый в алую струящуюся ткань. В сюжете и композиции граффити можно уловить отсылки и к развевающимся облачениям античных богинь, и к фигуре «Наполеона на перевале Сен-Бернар» кисти Жака-Луи Давида, и к обернутым головам «Влюбленных» Рене Магритта. Но все искусствоведческие аллюзии используются Бэнкси для высказывания по поводу куда более насущной проблемы — о запрете на ношение никаба, принятом во Франции в 2011 году.
Почти одновременно в разных частях города появились также «фирменные» знаки Бэнкси – изображения крыс. По мнению ценителей творчества художника, они выступают то как подпольные бойцы за свободу, то как олицетворение всего серого, отвратительного и пошлого — всего «крысиного» в современном обществе. Парижские крысы Бэнкси очень разные: у одной котелок, как у Чарли Чаплина, у второй ушки Микки-Мауса, третья оседлала вылетевшую из бутылки шампанского пробку, а четвертая, как настоящий граффитист, скрывает морду платком. В своем инстаграме Бэнкси написал, что эта последняя крыса посвящается 50-летию парижских студенческих выступлений в мае 1968 года. С этой же даты, по мнению художника, берет свое начало стэнсил-арт (создание граффити по трафаретам).
И, напоследок, на пожарной двери театра «Батаклан» (где в 2015 году произошел террористический акт с большим числом жертв) появилась скорбящая девушка. Построение рисунка отсылает к традициям изображения ликов святых. Как полагают пользователи соцсетей, эта «фреска» стала прощальным подарком от Бэнкси парижанам.
Амплуа таинственного борца за интеллектуальную независимость и автора недолговечных произведений искусства, которого Бэнкси успешно придерживается уже много лет, подогрело желание коллекционеров заполучить его произведения. Но станковых работ у него не много. И стоят они уже баснословных денег, хотя Бэнкси и не входит в топ ныне живущих художников . Самой дорогой проданной картиной бристольского райтера на сегодняшний день является ироническая пародия на «кружочки» Демиена Херста «Держите это незапятнанным», проданная в 2008 году за $1,87 млн. И это не единственное произведение подпольщика, преодолевшее миллионную планку.