Найти тему
Авто Любитель

ЗИС-Спорт. Первый Советский "Дрим-кар"

Рисунки русского художника, Валентина Росткова натолкнули мастеров советского автомобилестроения на создание легкового автомобиля ЗИС-спорт. Это было первое дизайнерское проектирование данной марки автомашины, обернувшееся довольно значительным успехом. Несмотря на то, что кузовная часть машины была выполнена на западный манер, модель не копировала линии производства американских автомобилей. Благодаря оригинальности мышления Роскова, по его эскизам было разработано уникальное техническое средство передвижения.


Выйти в серийное производство этому автомобилю было практически невозможно. Ведь в Советском Союзе просто не для кого было выпускать двухместные спорткары, оснащенные мощным более чем шестилитровым двигателем. За границей подобные модели спортивных автомобилей могли позволить себе только миллионеры, поскольку они были весьма дорогостоящими. Иметь такую машину считалось верхом престижа, неопровержимым доказательством стабильного благосостояния владельца. В СССР покупка такого транспортного средства считалась непозволительной роскошью. И все же молодые энтузиасты, трудящиеся в то время на заводе автомобилестроения им. И.В.Сталина, умудрились выпустить в свет ЗИС-спорт.

Ввиду сложной экономической обстановки в стране, молодые конструкторы могли бы многого лишиться за столь дерзкую инициативу, выдвинутую перед коллективом и руководством. Однако благодаря грамотному руководителю, И.А.Лихачеву, в дорогой «игрушке» высшее руководство усмотрело рациональное зерно. Ведь любое новаторство в области автомобилестроения – это зачатки серийного производства завтрашнего дня.

Основой для автомобиля послужило единственно доступное легковое шасси от лимузина ЗИС-101. Каркас был выполнен А.Пухалиным. Для разгрузки восьмицилиндрового моторного ряда и задних колес он переместил двигатель и передние сидения назад, рулевой колонке придал больший наклон. Для снижения центра тяжести двигатель был чуть опущен вниз.

Шасси ЗИС-Спорт отличалось от базового двигателем, подвеской колес и измененным передаточным отношением главной передачи.
Шасси ЗИС-Спорт отличалось от базового двигателем, подвеской колес и измененным передаточным отношением главной передачи.

Оптимизацией двигателя и коробкой передач было поручено заняться Н.В.Пульманову, его помощником был Хатунцев. Благодаря их совместной работе стандартный двигатель ЗИС-101 был заметно форсирован за счет увеличения оборотов, степени сжатия (до 6,25), времени наполнения цилиндров. Цилиндрическая головка с увеличенным проходным сечением клапанов с чугунной была заменена на алюминиевую. Для установки двух карбюраторов с нисходящим потоком смеси были использованы бесшовные трубы, спроецирован сварной впускной коллектор, распределительный вал, кованые поршни, шатуны из алюминиевого сплава АК-4.

Измененная передняя подвеска ЗИС-Спорт позволяла безопасно разгонятся до высоких скоростей.
Измененная передняя подвеска ЗИС-Спорт позволяла безопасно разгонятся до высоких скоростей.

Для сокращения поршневого хода (увеличения скоростного режима) были произведены расчеты и изготовлен коленчатый вал. Наличие высокочастотного тока на его шейках позволило работать алюминиевому шатуну по шейке вала без прокладок. На бензиновый двигатель были установлены тонкостенные вкладыши, изготовленные из бронзы. После оснащения двигателя новой головкой цилиндрического блока, его объем вырос с 5766 до 6060 кубических сантиметров.

Рабочий инженерного отдела завода, Добротин, проектировал свободный выхлоп для двигателя. В обычном состоянии глушитель потребляет 3 – 4% мощности. Перед Добротиным стояла задача добиться максимальной отдачи двигателя. Ему удалось увеличить мощность мотора в полтора раза, которая теперь составляла 135 л.с. при 3400 об/мин. Обновленная коробка передач ЗИС – 101 была оснащена коническими синхронизаторами и третьей передачей скорости.

Задний мост с гипоидной передачей был разработан В. Кременецким. Данная разработка осуществлялась в СССР впервые, поэтому он столкнулся с невероятными трудностями при расчетах зацепления и наладки станков «Глиссон».

Передняя подвеска колес также нуждалась в существенной переработке, ведь именно она предохраняла автомобиль от серьезных неполадок и повреждений на больших скоростях. Впервые в отечественном автомобиле были применены реактивные толкающие штанги, разгружающие рессоры при торможении.

Для понижения центра тяжести автомобиля передние рессоры были установлены под осями вопреки общепринятому методу установки над ними. Дополнительно автомобиль оснастили стабилизатором поперечной устойчивости.

Окончательную работу над автомобилем планировалось закончить летом 1939 года. Однако к этому сроку еще велись завершающие работы по совершенствованию кузова. Разработчики выезжали на тестовые обкатки автомобиля сидя на деревянном ящике вместо сидений. Машина, которую конструкторы называли между собой «шик-модерн», была готова к 22-летней годовщине Октябрьской революции. Первый парадный выезд ЗИС-спорт состоялся в ноябре 1939 года.

-5

Нашли статью интересной? Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями! Новые статьи выходят каждый день.
Все фото скопированы из открытых источников в Интернете

Авто
268,3 тыс интересуются