Найти тему

Плач третьей птицы

Игуменья Феофила "Плач третьей птицы". Земное и небесное в современных монастырях
О книге "Плач третьей птицы", которую написала Игуменья Феофила, я узнала года три назад случайно.
Искала ее в продаже, но найти не могла. А тут вдруг так несказанно повезло.

Дело в том, что о монастырях, о монахах и монахинях, о жизни в этих местах ходит очень много легенд, а правды, как таковой, мы не знаем. И это неведение порождает еще больше слухов и сплетен.
Не буду говорить за всех, скажу за себя, что я не раз сталкивалась с очень недружелюбными монахинями в нашем городе и в церквях. Общаться мне с ними не хотелось, я с общением к ним никогда не лезла, но несколько раз, придя в храм то без головного убора, то в штанах, выслушивала не очень приятные замечания в свой адрес. А в соборе мужского монастыря от одной монахини меня даже обычные бабушки защищали. Ей не понравилась моя просвечивающаяся блузка с длинным рукавом.
Потом, сама того не желая, я стала свидетельницей скандала между монашками. Это было года 4 назад. Оказывается, у них монастыре тоже не все так спокойно и гладко. Некоторые монашки, которые, как мне показалось, не умеют отвоевывать место под солнцем, были даже изгнаны из женского монастыря и жили где придется.
И когда я услышала о книге "Плач третьей птицы", решила найти.

Содержание пересказывать не буду. Скажу, что прочитала буквально за две ночи. Автор - игумения действующего монастыря Русской Православной Церкви Московского Патриархата, знающая о монашестве столько, что у нее всегда есть о чем сказать с иронией или болью, а о чем — промолчать. Книга о монахах и монастырях интересная, проникновенная, глубокая, с рассуждениями и переживаниями. Каждый, кто возьмется ее читать, оторваться не сможет. Ну, а судить, осуждать неизвестное может каждый. Как говорила когда-то моя бабушка: "На каждый роток не накинешь платок".
В монахи и в монахини идут по тем или иным причинам обычные люди, которые жили среди нас, рядом с нами и все человеческое большинству было не чуждо.
Сейчас на территории России насчитывается более 400 монастырей, но ни один, исключением является только Троице-Сергиевская лавра, не достиг двадцатилетнего возраста. Поэтому, можно говорить все, что угодно, осуждать и выносить приговоры, но монашество, пришедшее в упадок за многие годы, само только начинает возрождаться, учиться, набирает высоту.

"Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет."
Пушкин. "Борис Годунов"