Найти в Дзене
Жареные гвозди

Новороссийск, разрывающий курортную цепь

Отдых - это основная коннотация лета. И не просто какой-то обычный отдых, а непременно на юге и в море.

Янсенистская мораль курортников требует поглощения солнечных лучей, алкоголя (больше ныне пива, чем вина, хотя до 11 утра его по краснодарским краевым законам не продают, как, собственно, и любой другой алкоголь), фруктов, морской соли и целебной грязи из грязевых вулканов.

Поглощение удовольствий становится тяжким трудом. Других стратегий жизнедеятельности, кроме трудовой, современному человеку не доступно – и в основе всех активностей лежит у него именно алгоритм работы на заводе или в офисе. Вот почему обретает смысл выражение, что после определённого отдыха не мешало бы и отдохнуть.

-2

Настоящий же труд в привычном понимании разрывает эту цепочку производства удовольствий, и кажется чем-то, наоборот, противоестественным, отлыниванием от трудов праздности. Как и Новороссийск с его будничной и совсем не отпускной жизнью, разрывает курортную цепочку черноморского побережья. И кажется каким-то неестественным под этим полуденным небом, вызывая вопрошание: "Неужели здесь люди просто живут и работают, когда другие отдыхают?" А ещё это город, где из окон пролетающих машин мы слышали Мэрлина Мэнсона и Раммштайн. Что-то непривычное среди "Все люди, как люди, а я супер-звезда; у меня от Тилля Линдеманна дитя" есть в этой обыденности.


Интеллигентный город

«А из какого вы, говорите, города? Из Ульяновска? У вас интеллигентный город, сколько у вас учебных заведений? Три? А у нас в Новороссийске всего одно, морское какое-то, да, техникумы вон. Я сразу поняла, что вы - приезжие. Лица у вас интеллигентные и цвет кожи не такой. А здесь умных людей не осталось, все уехали».

Вот таким свой и наш город представляет смотрительница общественного туалета за 10 р из Новороссийска.

-3

Из Анапы в Новороссийск ехали с большой патриоткой Анапы. Стояли в пробках. Ветер истошно бил по автобусу, запах пыли слышался сквозь закрытые окна. Кондиционер же.

«Ветер и автобусу ехать мешает. И как здесь люди живут, в Новороссийске?! У них такое постоянно, бора называется. Воды нет, по часам включают. У нас просто труба лопнула, давно такого не было. А здесь постоянно так. Нас Кубань питает, а у них из-за гор никаких речек нет.
Зато вода с гор льет в дожди. Недавно два метра было, пакеты потом ещё несколько месяцев на верхушка деревьях висели. Эти горы скрыть надо, из-за них ветра постоянные в городе пылищу носят. Зимой гололед страшный. Грязно, не то, что у нас в Анапе. Дома обшарпанные стоят, даже в центре. Набережную хоть сделали, а то позорная была. Хуже всех в России. Никому ничего не надо, все только деньги в карман ложут. Мафия сплошная кругом, в порту, на цемзаводах, на базарах. У нас тоже она есть».
-4

От себя: всё выше перечисленное я заметил, кроме воды по часам, но Новороссийск нам троим понравился. Восхитила набережная, омываемая высокими волнами. И маршрутки, где платят при выходе, хотя и написано, что надо при входе. По-моему, это очень удобно. Ну, а ветер, наверное, достаёт местных. Зато чисто, весь мусор сгоняет. И газоны с деревьями, в отличие от Анапы, тут поливают. И не курорт, но на море. Разрыв цепи отдыхающего юга прозаичным городом с шикарными видами на горы.

-5
«У нас тут всё по три дня. И ветер через три дня утихнет», - сказала смотрительница мемориала на Малой Земле. И, вправду, через три дня ветер стих.

-6

По брежневским местам

Моя мама и всё её поколение прекрасно знает словосочетание «Малая Земля». В феврале 1943 года здесь высадился советский десант и в течение 255 дней вёл бои с немецкими войсками, закончившиеся освобождением в сентябре Новороссийска. В застойное время этому героическому эпизоду войны придавалось чуть ли не решающее значение, поскольку в сражении в Цемесской бухте на мысе Мысхако участвовал политрук Брежнев (помню толстенную историю КПСС 1978 года, кажется, где рассказывается среди прочих битв на Курской дуге и Сталинграда про Малую Землю полковника Л. И. Брежнева и майора Ц. Л. Куникова, без указания «негероической» национальности которого, естественно). Бывший начальник политотдела 18-й десантной армии Брежнев даже написал по поводу этого сражения воспоминания с одноимённым названием. Не сам, конечно, а с помощью, как немощный человек, передвигающийся при содействии других людей.

-7

Брежнева тут даже контузило немецкой артиллерией и сбросило с корабля, матросы подняли из воды на борт любимого политрука. Биография Генсека, вообще, очень интересная и насыщенная, но тот период советской истории делал героев из вполне партикулярных людей. Кто в другой ситуации прожил бы мало примечательную жизнь, а так - подвигов на несколько жизней хватает в одной человеческой судьбе.

Что же до мемориального комплекса, то он стал жертвой курортной жадности. Вход даже на выставку военной техники - платный, хотя в Саратове в парке Победы её раз в десять больше и всё бесплатно. Про Мамаев курган молчу.

-8

На вырученные деньги, судя по всему, мало что делается. Асфальт разбит, у пыльных тропок в траве стрекочут цикады. Хотя понятно, сезон-то маленький, и надо заработать на туристах.
Рядом каменистая набережная, запретная для купания. Но никого это не останавливает. И мы поддались. Тем паче, такие волны были, выше человеческого роста!

-9

P. S. Есть в Новороссийске и памятник Леониду Ильичу, установленный на народные средства. У его подножья – народное творчество. Написано, что скамейки у памятника отличное место – Ильич рекомендует. Тут, кстати, происходил разговор про интеллигентный город.