Найти тему
Sputnik Азербайджан

Мастер из Гянджи, чей талант украсил мечети в Германии, свои работы не продает - ФОТО

Мастер декоративного искусства из Гянджи, обучавшийся за рубежом, готов тратить месяцы на одну работу, но не продавать их. Он полагает, что если художник ищет выгоды, он превращается в дельца.

Есть в мире люди, посвятившие себя большому искусству, которые никогда не стремятся к славе. Такие постоянно совершенствуют свои навыки, развиваются и думают о том, как бы создать новые произведения. А все свои творения любят как собственных детей и никогда не продают даже за большие деньги.

-2

Проживающий в Гяндже мастер-резчик по дереву, художник Низами Аббасов тоже из таких творцов. Корреспондент Sputnik Азербайджан смог побеседовать с 66-летним мастером.

Аббасов рассказал, что пришел к этому благодаря своему учителю начальных классов.

"Это был очень нервный человек, и нередко он наказывал ребят ударами палки из гранатового дерева. Во втором классе я нарисовал на него карикатуру. Ноги изобразил кривыми и уродливыми. Он увидел и узнал себя. Вот тогда он поднял свою палку, чтобы ударить, но не сделал этого", — рассказал мастер.

-3
-4

Тот учитель на перемене подозвал парнишку к себе, продолжил Низами Аббасов, сказал, что у него талант и порекомендовал учиться живописи: "Он сам переговорил с родителями. И с тех пор я начал посещать кружок рисования. С этого и началось".

После окончания техникума живописи в Гяндже Аббасов долго проработал военным художником, и за образцовую работу в 1982 году был отправлен в Германскую Демократическую Республику, где пробыл до объединения Германии.

Снова Аббасов отправился в Германию в 1996 году, чтобы обучиться секретам декоративного искусства. Именно в этой области он продолжает работать и сегодня.

Росписи и узоры двух самых больших мечетей в Германии – мечетей Абдулгадира Гейлани и шаха Сулеймана — связывают с его именем.

Сегодня художник, вернувшийся на родину семь лет назад, продолжает свое дело в мастерской, под которую выделил часть своего дома.

Он рассказал о том, как создает свои произведения. В первую очередь мастер выбирает тему и строит композицию. Для этого он читает соответствующую литературу, а потом образы, возникающие в воображении, воплощает в эскизах.

После переноса изображения на пни или ветки начинается другой ответственный этап работы, резьба. И таким образом после многих дней работы пень или кусок древесины превращается в завершенный образец мастерства. Затем пора покрыть работу лаком и она готова.

Народная артистка СССР: мы с Муслимом скрывались в Баку от постоянного разглядывания >>

Как рассказывает мастер, чтобы создать совершенное произведение искусства, у него порой уходит от нескольких месяцев до двух лет.

Аббасов подчеркивает, что художник должен постоянно работать над собой и не копировать предшественников. По его словам, к работе он приступает только лишь после того, как определит характер своего образа, персонажа.

Одной из лучших работ художника является композиция на входной двери в дом. Дверь из белой сосны, а на каждой из ее сторон вырезаны сюжеты произведений великого Низами.

-5

По рассказам Аббасова, только на подготовку эскизов миниатюры понадобилось полгода, а полностью работа была завершена лишь по истечении двух лет. Сегодня художник работает над миниатюрой о жизни правителя Гянджи Джавад хана.

Несмотря на то, что ему приходится тратить массу времени и сил на завершение каждого произведения из дерева, художник ни разу не задумывался об их продаже. А ведь ему не раз предлагали большие деньги.

-6

А на вопросы увидевших его работы о том, почему до сих пор ему не присвоено какое-либо почетное звание, он скромно отвечает: "Я никогда не стремился к этому".

Как заявляет Аббасов, каждая из сторон двери с резьбой ценнее научной работы народного художника, а на жизнь ему хватает пенсии и того, что он заработает с огорода.

"Мне говорят, что если бы продал свои работы, уже бы давно разбогател. Стараюсь всем объяснить, что мне деньги не важны. Если начну работать ради денег, то искусство мое умрет, и я не смогу продолжать", — говорит мастер.

По его мнению, как только творческая натура начнет гнаться за выгодой, искусство умирает: "Так мастер превращается в дельца".

Низами Аббасов отметил, что он предпочитает провести персональную выставку, представить все свои работы людям, и только лишь потом задуматься об их продаже.

Читать далее: https://ru.sputnik.az/culture/20180818/416675836/azerbaijan-xudozhnik-ne-prodaet-svoi-raboty.html