Сегодня я расскажу, что я делала, чтобы развить речь моего сына. Сразу предупреждаю, что данный текст не является готовой инструкцией, я просто искала информацию в разных источниках и действовала, считая, что развитие речи малыша — это отправная точка в его психо-эмоциональном и умственном развитии.
Самое первое, с чего я начала — я пела песни. Вокал — не самая сильная моя сторона, поэтому я пела только тогда, когда мы оставались наедине. Это были простые детские песенки. Сын сразу затихал и начинал меня слушать. К слову, те же песни в записи в исполнении профессиональных вокалистов вызывали у него крик.
Постепенно к песням я добавила детские прибаутки и стихи, обзавелась книгами А.Л. Барто и К.И. Чуковского и подолгу читала вслух. К тому времени сыну было около месяца.
Наряду со чтением и песнями я пыталась развивать моторику пальчиков малыша. С самого рождения я разминала его ладошки и пальчики во время кормления, ведь развитие мелкой моторики как ничто иное стимулирует развитие речи ребёнка. Когда он чуть подрос (в 8-9 месяцев), мы стали рисовать пальчиковыми красками и лепить из пластилина. Также при любом удобном случае мы носили кроху на руках и знакомили с миром. Для начала ходили по квартире и называли все предметы (и давали потрогать), тем самым знакомя малыша с окружающей действительностью и формируя в его мозгу связи между названием предмета, его видом и тактильными ощущениями.
Ещё я постоянно разговаривала с ним. Я проговаривала все свои действия, рассказывая, что я делаю в данный момент и чем мы займёмся далее. Потом снова повторяла. Часто поглаживала малыша, называя его части тела, которых касаюсь, и рассказывая, как я их люблю (самые красивые щёчки, самые сладкие ножки и т. д.).
Где-то я прочитала, что участие в бытовых гигиенических процессах отца наравне с матерью благотворно влияет на психическое развитие ребёнка. Я старалась привлекать папу во время вечерних ритуалов: купание, одевание, вечернее спокойное общение с малышом. Это не только приятно для всех, но и полезно.
Когда сын начал гулить и лепетать, я повторяла за ним все его «слова», поощряя любую попытку начать общение.
Что мы имеем в результате: сын рано начал говорить, уже в 2,2 года говорил предложениями («Мама, сегодня на улице солнце»). Сейчас ему 2,7, он говорит хорошо, может рассказать что нарисовано на картинке, включая в рассказ изображённые действия и эмоции. Ещё он любит петь песни, сочиняя на ходу.
Способы развития речи, использованные мной, широко известны. Я могу лишь поделиться своим опытом и рекомендовать их использование тем, кто заботится о развитии своего малыша.