То, что уже кажется архаичностью, делами давно ушедших дней, незримо присутствует и в наши дни. В ряде регионов с проживанием большого количества мусульманского населения есть обычаи, связанные со свадьбой, практически неизвестные окружающему миру.
Доказательство покорности
Одним из необычных ритуалов подавления воли невесты является омовение ног свекра или свекрови. В ранние времена подобный ритуал был сакральным и обязательным, но с постепенными послаблениями в ряде этногрупп мусульман, этот архаичный обряд ушел в небытие. До последнего времени, до конца прошлого века, этот ритуал практиковали карабахские мусульмане и армяне. Не исключено, что там и по сей день подобное актуально.
Обряд заключался в следующем. Молодая невестка, войдя в дом, должна была выразить свою покорность необычным способом. Перед ней на стуле садился свекор (если его не было — то свекровь), и она обязана была омыть ноги родителя мужа, не поднимая глаз. Даже если ей задавался какой-нибудь каверзный вопрос, она неизменно скромно и не поднимая глаз должна была отвечать в духе покорности и предельно скромно. Таким образом, с первого часа пребывания в доме мужа, молодая жена принимала условия безоговорочного главенства родителей супруга во всем.
Другой тип подавления воли жены связан уже с авраамическими ритуалами. Как известно, курбан — жертвоприношение, детально описан и в Библии, и в Коране. Мусульмане всегда придавали забою животного в ритуальных целях особое значение, и одно из этих значений выглядело достаточно устрашающе. Для молодой жены — точно.
"Тебя ждет такая же участь"
Сейчас в некоторых этногруппах мусульман Закавказья и Кавказа принято приносить в жертву барана на пороге дома, непосредственно перед введением в дом молодой жены. При этом читается молитва о благополучии новой семьи, и близкие молодых желают им счастья. Но раньше этот ритуал выглядел несколько иначе.
Если помните причитания лары Назиры из сериала «Клон», то опасения, что ее «принесут в жертву, как барашка», отдаленно напоминают действие в этом обряде.
Жертвенное животное на пороге забивал сам молодой муж. Делал он это особым образом — обращаясь во всеуслышание к супруге, он говорил следующие слова: «Если ты посмеешь ослушаться меня в моем доме, то тебя ждет такая же участь», после чего совершал ритуальный забой животного. К счастью, это был всего лишь народный, фольклорный и не имеющий к исламу отношения ритуал, поэтому в своей архаичной форме он не прижился. Зато негласно и по умолчанию он несет свой старый смысл.
"В чём пришла — в том и уходи"
Но самым унизительным обычаем подавления молодой жены был и остается принудительно объединенный быт со свекровью. Как и в старину, незавидная участь ждет жену с посредственным приданым, или вовсе без него. Раньше, век-полтора назад, жена без приданого безоговорочно становилась тенью в доме мужа, где всем управляли свекор со свекровью. При каждом удобном случае невестке ставили на вид ее бедность, и этим козырем били любые ее аргументы.
Сейчас общество чуть прогрессивнее, и молодые стараются снять жилье. Но горе той невестке, которая придя без приданого, начнет заниматься личным обогащением — свекровь непременно вмешается, и на правах непререкаемого авторитета может запросто обобрать невестку до нитки, и выставить за дверь с напутствием «В чем пришла — в том и уходи».
Если вам понравилась статья, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал "Восточная сказка".