Этот выпуск завершает обзор лучших песен 80-х годов песнями, написанными в 1981 1980 годах. Это удивительно, но 1981 год обогатил музыкальную историю всего одной композицией, которая болтается в конце четвёртой сотни на 483 месте. Её автор - Рик Джеймс, американский певец и музыкант, начинавший карьеру ещё в канадском Торонто с Нэйлом Янгом. Злоупотребления алкоголем и наркотиками, беспорядочный образ жизни довёл музыканта до тюряги и последующей смерти в 2004 году в 56 лет. Тем не менее, одна его композиция Super Freak, попала-таки в список журнала Rolling Stone. Да она и без этого довольно известна своим басовым фанк-риффом, который потом не раз использовался другими исполнителями. А мы можем увидеть самое начало происхождения хип-хопа из фанка и соула
Зато 1980-й год дал кучу хитов в самых разных стилях от хэви до рэгги и на довольно высоких позициях. Самая дальняя в списке песня принадлежит группе The Jam, занимает 313 место и называется That's Entartainment. Во времена моей молодости Jam считался панк-группой № 3 после безусловных королей Sex Pistols и наиболее интеллектуальной части панка Clash. Группа Clash уже была в прошлом выпуске со своим бессмертным хитом 1982 года Should I Stay Or Should I Go. Настал черёд The Jam. Надо сказать панк плотно представлен в Топ-500 и это правильно. Панк безусловно олицетворяет животную часть души и имеет иррациональную энергетику. При всей примитивности панк-арсенала композиции бесконечно разнообразны, потому что панк легко впитывает в себя что-то со стороны, он открыт. Правда тогда он уже перестаёт быть панком и становится новой волной, постпанком и далее по списку
Чуть выше, на 289 месте тоже панки, но американские. И на мой взгляд недопанки. Это группа Blondie, которую упорно называют панк-группой, хотя скорее это просто неформалы из музыкального андеграунда. К 1980-му году группа уже довольно успешна и известна, то есть андеграундом быть перестала, зато стала попадать в списки и хит-парады. Композиция называется Call Me и от панка в ней почти ничего нет, это скорее софт--рок, обычный для Америки
На 275 месте наконец-то настоящий кантри, музыка довольно региональная и закрытая. Лишь единицы исполнителей смогли попасть в национальные хит-парады, вот это один из таких примеров - Джордж Джонс с композицией He Stopped Loving Her Today. Несмотря на то, что это своего рода суперстар американского кантри, Джордж был запойным алкоголиком и кокаинистом, огромную часть времени проводил в наркологических клиниках, а при записи конкретно этой, самой известной своей песни был настолько пьян, что с трудом ворочал языком в студии. Давайте послушаем, что у него получилось, может в этом и заключается секрет успеха?
На 190 месте ветераны стиля, столпы хард-н-хэви и вообще очень заводная и безусловно талантливая австралийская группа - да, да, AC/DC со своей знаменитой Back In Black. Группа недавно потеряла своего вокалиста Бона Скотта и его заменил Брайан Джонс. Мне, честно говоря, Бон Скотт, как составная часть музыки группы нравился куда больше, но так получилось, что именно этот альбом с новым вокалистом стал самым коммерчески успешным
Вокалы-то у Джонса и Скотта похожи, только вот такое впечатление, что Брайан поёт натужно, в то время, как Бон Скотт делает то же самое, но очень легко и гармонично. Но Бона мы ещё услышим в следующих выпусках, а пока перебираемся на 181 место и находим там Joy Divsion с композицией Love Will Tear Us Apart. Так получилось, что это предсмертная песня Яна Кёртиса, лидера группы. Кёртис своего рода культовая фигура в роке. Самоубился он в 23 года, успев за это время стать иконой пост-панка и готики. А группа, записав всего два полноценных альбома до сих пор известна и почитаема в определённых кругах. Мрачная эзотерика, положенная на музыкальную основу, ставшую в последствии называться техно. Чрезвычайно депрессивное звучание и минорные гармонии потом взяли на вооружение некоторые группы новой волны. Можно услышать отголоски у Депеш Мод, например, которые доразвили музыкальные идеи Joy Division
На высоком 66 месте в списке очутился Боб Марли со своей группой The Whailers и композицией Redemption Song. Ещё один рано ушедший музыкант - он скончался в следующем году, крестившись перед смерть в Православие, между прочим в Эфиопской православной церкви). Это первое появление рэгги в моих выпусках, музыки самой по себе замечательной своим происхождением - сплав народных карибских ритмов с рок-музыкой, услышанной по радио, которое тогда наконец стало доступно на Ямайке
Ну и наконец - панком год начали, панком и закончим. На очень высоком месте - на 15-м опять Clash с композицией London Callng, самой известной у группы. Это панк без прикрас, не такой отмороженный, как у Пистолз, но тоже достойный упоминания и размышления
На этой высокой ноте восьмидесятые закрываются. Может быть я сделаю ещё общий обзор десятилетия, включив в него все песни, попавшие в первую сотню Топ-500 "Лучших песен всех времён и народов" журнала Rollng Stone, чтобы сделать срез музыки восьмидесятых и её трансформации за десять лет. В целом же, в восьмидесятых оформился переход от рок-музыки к эстрадным формам, а сам рок был загнан в резервацию под названием "инди-рок", вырвавшись оттуда кое-как под конец десятилетия усилиями Нирваны. Ну и пост-панк с новой волной явления всё-таки достойные, учитывая какое огромное направление стилей они в себя включают
Вводный обзор,
Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)
Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982)