Найти тему
Томская неделя

Дачное строительство глазами одинокой томички

Оглавление

Строительство — удовольствие дорогое. Даже дачного домика. Сегодня строительные компании берутся за такую постройку при смете от 130 тыс. рублей. Спрос есть. Предложения — от эконом-класса до бизнес-класса. И почти во всех случаях клиенту приходится переплачивать.

На рынке строительных услуг сегодня можно найти не только местных умельцев, которые за более дешевую цену строят постройки, но и заезжих«гастролеров», которые тоже хотят есть за свою работу.

Пантелеймон (назовем его так) приехал в Томск из соседнего региона. Будучи совсем некрепкого телосложения, без особых умственных способностей и дипломов об образовании, прижился. Автомобиль использует и по назначению, и как склад купленных стройматериалов по причине забывчивости, что оные надо выкладывать на строящихся объектах, и как «офисное» размещение сотрудников.

Коллег себе подобных Пантелеймон находит по объявлениям в бесплатных рекламных газетах и делает немудреные строительные дела: по звонку клиента молниеносно выражает готовность съездить просчитать объект, обнадеживает очень низкими ценами будущей постройки. И заказчик готов!

Каша из топора

Знает Пантелеймон и русскую народную сказку «Каша из топора», используя нехитрый принцип народного фольклора в работе. Так, услышав по телефону мой вопрос о возможности постройки дачного домика эконом-класса вблизи Томска, обрадовал низкой предварительной ценой. Зная, что в народе есть достойные строительные умельцы, которые еще не образовали надежных фирм, а работают в частном порядке, согласилась проехать показать дачный участок. Дорога, повороты и крутые спуски Пантелеймона не пугали, он ехал, как танк. Деньги впоследствии также пытался забрать грубо и жестко: без предоставления чеков, лишь потрясывая ими в воздухе, бормоча неясные расчеты.

Просить такой строитель умеет. Сначала обозначил бюджет. Оказалось дорого, но я смогла занять денежные средства. Затем в строительном магазине при покупке материалов на большую сумму выпросил скидочную карту. Прямо в машине посчитал правильным подписать договор с планом работ на четверть дороже оговоренного. И тут же потребовал 40% бюджета для покупки оставшихся материалов. Итого: в первую поездку в магазин было потрачено 60% предполагаемых на строительство домика средств. И Пантелеймон пропал из виду… Иногда звонил, просил еще денежные средства, я давала, получая расписки, но работа стояла на месте. Когда бюджет израсходовался на 90%, а на дачном участке был сделан только демонтаж старого деревянного домика, доставлены строительные материалы и сделан фундамент, я решила прекратить эту деятельность.

Услышав сообщение об этом, Пантелеймон устроил скандал (видимо хватка хищника за добычу присуща заезжим строителям) и стал требовать еще 15% денежных средств за услуги бетонщика. Стал грозиться, что приедет вечером за деньгами, которые я, по его представлениям, обязана была вынести. И только проинформировав заезжего гастролера о том, что рабочие дела делаются в рабочее время, и пригрозив сдачей его в полицию, я смогла выиграть время. Настойчивый «кашевар» без устали звонил до позднего вечера. И тогда я стала искать помощи у друзей.

Дороги наши разошлись

Одним из первых откликнулся на мой зов о помощи однокурсник из томского вуза, с которым мы вместе обучались на профессиональной переподготовке по управленческой специальности. Александр (имя изменено) с первым дипломом из томского политехнического университета был инженером, и такой вопрос ему не показался сложным. В свои молодые лета он значительно превзошел сверстников интеллектом. Широта мысли не дала ему сидеть без дела в сибирском городе Томске, и Александр переехал в Петербург, где женился и успешно трудится.

Взяв у меня некоторые математические данные, однокурсник быстро представил схему в процентном соотношении. Уверил меня, что данные работы столько и стоят, и что лучше заплатить и жить спокойно, найти нового строителя и закончить строительство. Я понимала, что обращаться в полицию в надежде вернуть часть денежных средств у Пантелеймона, когда есть основная работа, с которой придется отпрашиваться для этого, не стоит. Поэтому совет однокурсника Александра был принят.

На следующий день ранним утром позвонил Пантелеймон и потребовал выйти и вынести деньги. Я согласилась. Штат сотрудников в автомобиле-офисе пополнился: их было уже трое. Гастролер долго бормотал какие-то расчеты, просил что-то посчитать на калькуляторе и, наконец, вывел мой «долг» 10% вместо озвученных ранее пятнадцати. Получив деньги, всучил мне кассовые чеки и поехал навсегда своей дорогой.

Не гонялся бы ты, Поп,за дешевизной…

Сколько бы русских людей не учила жизнь ко всему подходить серьезно, ответственно, с официальным оформлением, народная молва не перестанет слагать легенды об умельцах, мастерах, которые и ладно делают, и складно говорят, и берут за свою работу небольшие деньги. И в наших душах живет надежда на таких вот мастеровых. Жаль только, что на дороге жизни можно встретить и халтурщиков, которые, невзирая на социальный статус, материальное положение, готовы каждого «обдирать, как липку».

В любом случае данный урок прошел только с материальными затратами, а потому и этому надо радоваться. А также учиться чуть-чуть переплачивать за статус строительной фирмы, чтобы в дальнейшем избегать каких бы то ни было дел с такими горе-строителями, как Пантелеймон! Спасибо верным друзьям, которые всегда успокоят, обнадежат, дадут хороший совет и силы верить в хорошее и жить дальше!

АННА АСТАШОВА