Найти тему
starcom68

Музей современного искусства "PERMM" как катализатор преобразования городской среды

Все мы знаем что для изменения городской среды нужен своеобразный катализатор помещенный в тело города. Даже не институция, а какой-то объект вокруг которого начнется новая жизнь и к которому будут крепится новые виды деятельности. Обязательное условие - он должен быть сомасштабен городу и меняемому пространству. В Перми таким объектом когда-то стал Музей современного искусства "PERMM" ("Речной") в здании бывшего речного вокзала. Посмотрим как это было во времена пермской "культурной революции" и что получилось в итоге.

Возникший в 2009 году, благодаря стараниям сенатора Сергея Гордеева и галериста/политтехнолога Марата Гельмана, музей взял на себя амбициозную роль проводника новой культурной политики в краевом центре и, отчасти, в регионе. Почему все в Перми надо было начинать именно с музея недавно объяснил сам Марат, ставший директором музея: 

"Что вначале музей или чистый город? Мой ответ - музей. Чистый город не кричит о необходимости музея. А вот музей международного уровня всегда будет тыкать в глаза: посмотри какой убогий аэропорт, посмотри как вокруг грязно.".

Про то, что происходит внутри музея, а именно о двух выставках Пьера Кулибефа и Сергея Шеховцова я уже рассказывал. Давайте посмотрим как это все выглядит снаружи и насколько само присутствие музея сказалось на культурном ландшафте прилегающего района бывшего пассажирского порта, железнодорожной станции "Пермь I" и набережной реки Камы. Прошло ведь уже два года и какие-то изменения явно должны были проявиться.

 Судно на подводных крыльях "Ракета" перед речным фасадом здания куда-то исчезло, а ведь когда-то в нем был музей.
Судно на подводных крыльях "Ракета" перед речным фасадом здания куда-то исчезло, а ведь когда-то в нем был музей.
Обойдем здание по кругу. Начнем со 2-го причала, откуда когда-то гордые четырехпалубники отправлялись в круизы в Астрахань, Москву и Ленинград. Сейчас тут зеленый кабак с танцевальной вечеринкой.
Обойдем здание по кругу. Начнем со 2-го причала, откуда когда-то гордые четырехпалубники отправлялись в круизы в Астрахань, Москву и Ленинград. Сейчас тут зеленый кабак с танцевальной вечеринкой.
Речной фасад в почти аварийном состоянии. Только граффити на заборе выдают присутствие в этом здании очага культуры.
Речной фасад в почти аварийном состоянии. Только граффити на заборе выдают присутствие в этом здании очага культуры.
-5
За забором стыдливо спрятались две красные буквы "П". Единственные буквы "П" такого типа найденные в этом городе. А я думал что они на каждом въезде стоят и размером будут раз в пять поболее.
За забором стыдливо спрятались две красные буквы "П". Единственные буквы "П" такого типа найденные в этом городе. А я думал что они на каждом въезде стоят и размером будут раз в пять поболее.
-7
-8
-9
Граффити на асфальте
Граффити на асфальте
-11
Сколько не говори халва, а во рту слаще не станет.
Сколько не говори халва, а во рту слаще не станет.
Вид на набережную с балюстрады
Вид на набережную с балюстрады
На фото видно, что в воздухе просто стоит густой запах шашлыков из окрестных шалманов.
На фото видно, что в воздухе просто стоит густой запах шашлыков из окрестных шалманов.
В шалманах танцуют даже днем, под струями воды из шланга
В шалманах танцуют даже днем, под струями воды из шланга
Парадный фасад, тут трэша чуть меньше. Указатель на ближайшие очаги культуры, красные человечки и портреты отцов-основателей культурной революции в Перми - Марата Гельмана и Артемия Лебедева в восточном стиле
Парадный фасад, тут трэша чуть меньше. Указатель на ближайшие очаги культуры, красные человечки и портреты отцов-основателей культурной революции в Перми - Марата Гельмана и Артемия Лебедева в восточном стиле
-17
Особенно приятно видеть Tate Modern в 4220 километрах к западу-юго-западу
Особенно приятно видеть Tate Modern в 4220 километрах к западу-юго-западу
-19
-21
 Рядом с музеем "PERMM" остановочный павильон - совместное творчество музея и Пермского центра развития дизайна. Пожалуй, он смотрится самым ярким пятном в окрестном ландшафте и заставляет себя разглядывать, даже, если ты не ждешь троллейбус.
Рядом с музеем "PERMM" остановочный павильон - совместное творчество музея и Пермского центра развития дизайна. Пожалуй, он смотрится самым ярким пятном в окрестном ландшафте и заставляет себя разглядывать, даже, если ты не ждешь троллейбус.
-24
 Фрагмент инсталляции Николая Полисского "Границы империи". Обратите внимание сколько черных кабелей закрывает обзор. Это можно сравнить с тем, если бы в музейном зале перед витринами свисали провода и веревки от предыдущих выставок. Сфотографировать практически невозможно. Хорошая иллюстрация того, как у нас с дизайном. Даже наличие ПЦРД не спасает.
Фрагмент инсталляции Николая Полисского "Границы империи". Обратите внимание сколько черных кабелей закрывает обзор. Это можно сравнить с тем, если бы в музейном зале перед витринами свисали провода и веревки от предыдущих выставок. Сфотографировать практически невозможно. Хорошая иллюстрация того, как у нас с дизайном. Даже наличие ПЦРД не спасает.
-26
Напоминание о Камском речном пароходстве
Напоминание о Камском речном пароходстве
Напротив речного вокзала - вокзал железнодорожный Пермь-I. Совсем недавно в нем закрылась выставка "Пермский период" разных ископаемостей, диназавростей и окаменелостей из фондов краевого музея. По отзывам выставка была замечательной. Сейчас вокзал закрыт на реконструкцию. Была идея отдать его Краевому музею, но МПС заупрямилось. О выставке напоминают только росписи на асфальте. Внутрь поснимать меня не пустила охрана.
Напротив речного вокзала - вокзал железнодорожный Пермь-I. Совсем недавно в нем закрылась выставка "Пермский период" разных ископаемостей, диназавростей и окаменелостей из фондов краевого музея. По отзывам выставка была замечательной. Сейчас вокзал закрыт на реконструкцию. Была идея отдать его Краевому музею, но МПС заупрямилось. О выставке напоминают только росписи на асфальте. Внутрь поснимать меня не пустила охрана.
-29
-30
-31
Рядом старейший в городе Перми Sex Shop. Надо же до сих пор существует, да еще в таком непроходном  месте.
Рядом старейший в городе Перми Sex Shop. Надо же до сих пор существует, да еще в таком непроходном  месте.
Пара взглядов на площадь с троллейбусной петлей. Комплекс зданий "Алые паруса" ночью смотрится просто зловеще, а днем ничего.
Пара взглядов на площадь с троллейбусной петлей. Комплекс зданий "Алые паруса" ночью смотрится просто зловеще, а днем ничего.
-34

Подводя итог, можно отметить, что слабые метастазы или щупальца (кому как нравится) актуального искусства частично проникли на сопредельную территорию, но видимых изменений не принесли. Скорее наоборот, мерзость запустения этого места в прошлом, слегка прикрытаяя граффити и билбордами (примерно как на вахтовых поселках закрывают портретами красоток дыры в обоях), по прежнему проступает на фасадах вполне респектабельного музея.
Что со всем этим делать? Или теория не верна? Не хочется так думать. Впрочем шанс еще есть. Музей действительно тыкает: посмотри какой я не ухоженный, помой меня, сделай что-то со мной и окружающим пространством. Зданию музея явно требуется капитальный ремонт, главное чтобы он не прошел по сценарию Дома культуры строителей или кинотеатра "Кристалл". Может быть к окончанию ремонта что-то произойдет и с набережной реки Камы, реконструкция которой начнется в этом году.

Ну а сегодня Речной вокзал выглядит вот так, а площадь получила наименование "Европа" по примеру многих городов в Западной Украине. Ну что, прав был Марат?

-35

Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен