Найти тему
Читающий котофей

Помещики, скупавшие кладбища. Как возник замысел «Мёртвых душ»? Спойлер: его придумал не Гоголь

Оглавление

Известный критик Белинский высоко отзывался о "Мертвых душах" Гоголя:

«..в «Мертвых душах» он <…> стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Историк и публицист Константин Аксаков настолько восхищался «Мертвыми душами», что даже сравнил Гоголя с Гомером: «только с Гоголем, у него, из-под его творческой руки восстает, наконец, древний, истинный эпос, надолго оставлявший мир, - самобытный, полный вечно свежей, спокойной жизни, без всякого излишества. Чудное, чудное явление!»

Однако сюжет поэмы придумал не Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

Кто придумал «Мёртвые души»?

Александр Сергеевич Пушкин. Ему же принадлежит и замысел «Ревизора». Нет, Гоголь ничего не крал. Это было искреннее желание помочь человеку, которому было сложно выдумывать сюжеты.

Произошло это так. Как-то Гоголь прочел Пушкину одну небольшую сцену. Реакция Пушкина была восторженной. «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» - воскликнул писатель. Пушкин тут же стал доказывать Гоголю, что писать книгу нужно сейчас. Он намекал на некрепкое здоровье Гоголя, из-за которого молодой писатель может рано умереть, и приводил в пример Сервантеса и его «Дон Кихота».

Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском селе. П. Геллер (1910)
Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском селе. П. Геллер (1910)

Отдавая сюжет «Мертвых душ», Пушкин признался, что сам хотел сделать «что-то вроде поэмы». Но ее сюжет идеально подходил для Гоголя – вместе с героем он мог проехать по всей России и создать множество характеров. С его-то способностью «угадывать человека»!

Тогда встает другой вопрос. Неужели Пушкин был настолько гениален, что запросто придумал изощренную авантюру Чичикова?

Не совсем.

Торг. Сцена из крепостного права. Из недавнего прошлого. Н.В. Неврев (1866)
Торг. Сцена из крепостного права. Из недавнего прошлого. Н.В. Неврев (1866)

Помещики-авантюристы

Крепостническая политика в царской России давала целое поле для махинаций. Речь идет не только о скупке мертвых душ, которые были невыгодны помещикам и о которых мечтали разного рода Чичиковы. Известно, что существовал город с «бессмертным обществом». Так называли Бендеры, город в Бессарабии, где за многие годы не было зарегестрировано ни одного смертного случая! Когда правительство провело расследование, выяснилось, что имена мертвых крестьян отдавали беглым. Этой историей заинтересовался Пушкин. В то время он находился в Кишеневской ссылке. Вероятно, случай с Бендеры стал зерном будущего сюжета поэмы.

Город Бендеры. Молдавия.
Город Бендеры. Молдавия.

Да и у Гоголя были родственники, способные найти выгоду в «мертвых душах». Помещик Харлампий Петрович Пивинский, дальний родственник писателя, занимался винокурением – производством водки и спирта из хлебных злаков или картофеля. Внезапно прошел слух, что винокурение отныне разрешено только тем помещикам, у которых более 50 крепостных. У Харлампия Петровича было только 30. Он быстро нашел выход: внес подати не только за живых, но и за умерших крестьян, да на всякий случай купил у соседей «мертвых душ». Теперь никто не смел запретить ему заниматься любимым делом.

Об этих махинациях Гоголю было известно, как и о том, что один серб купил целое кладбище (!) и заложил его. А там, между прочим, находилось более 600 «мертвых душ».

Я ни в коем случае не хочу сказать, что заимствованный сюжет умаляет литературный талант Гоголя. Однако в какой-то из параллельных вселенных «Мертвые души» написал Пушкин.

Источники

Машинский С. Художественный мир Гоголя. / n-v-gogol.ru

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или мертвые души. / Lib.ru

Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя. / Викитека.

Гоголь Н.В. Авторская исповедь. / Литература и жизнь.