Гениальный, но очень страшный мультфильм про синеволосую девочку.
Счастливая обладательница имени Коралина через «О» (Дакота Фаннинг) вместе с родителями (Джон Ходжмэн и Тери Хэтчер) переезжает в глубинку. Мама постоянно выстукивает что-то на ноутбуке, папа тоже вечно занят, дом страшный и без ремонта, еда невкусная, играть решительно не с кем. По счастью (как выяснится позже, не совсем), однажды ночью Коралина замечает неких прыгающих мышей, которые приводят её в другой, значительно более любопытный мир…
«Кошмарная» приписка в русском прокатном названии фильма (в оригинале он называется просто “Coraline”) не только указывает на внутреннюю преемственность в творчестве режиссера Генри Селика, но и мягко намекает на характер предстоящего зрелища. Очень мягко. Впечатление, которое «Коралина…» производит на среднего взрослого, навсегда затмевает воспоминания о страхе темноты и детских впечатлениях от сказок Гофмана. Хотя по сравнению с городом Хэллоуин из селиковского же «Кошмара перед Рождеством» здесь вроде как нет ничего страшного. Подумаешь, пуговицы вместо глаз. Подумаешь, ведьма. Что ж, мы ведьм не видали? И все-таки путешествие девочки в параллельную реальность, в ходе которого она может навсегда лишиться не только настоящих родителей, но и собственной души, — «Психо» среди кукольных мультфильмов. Или хоррор-версия «Алиса в Стране чудес». К Кэрроллу, кстати, тут масса отсылок, начиная с норы в другой мир, живого сада и говорящего кота и заканчивая почти дословной цитатой: «Как можно идти в противоположную сторону и к этому самому месту приближаться?»
Многочисленные отсылки к обеим книгам об Алисе.
Кот ранее был замечен в «Кошмаре перед Рождеством».
В титрах, наконец-то, не упоминается Тим Бёртон.
Традиционную щедрость Генри Селика на невероятные образы объяснить можно только тем, что у него их еще много: скотчтерьеры-ангелы и скотчтерьеры-чучела, цирковые прыгающие мыши (или «мушкас», по выражению их русского укротителя Бобинского), сад с хищными цветами и полоумным трактором, неотразимый драный кот (перекочевавший из «Кошмара перед Рождеством») — один раз «Коралину» смотреть нельзя, слишком хороша. Вообще-то такими определениями нужно бросаться пореже, но «Коралина», правда, обречена стать классикой. И наверняка педагогической приговоркой: смотри, детка, что бывает, если кидаться вниз по кроличьей норе.
Возможно, лучший анимационный фильм последнего времени.
Лёля Смолина