Найти тему
Олег Зибров

ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА? НУЖНА РЕФОРМА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (И ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА)

Новости в СМИ пестрят предложениями преобразований, то цифровая экономика, то пенсионный возраст надо повысить, то государство как платформа с цифровым менталитетом, который решит все жизненные ситуации. Хорошо-бы для начала решить одну, созданную г-ном А.Г. Кудриным, жизненную ситуацию – повышение пенсионного возраста.

Правительство, отдавая приоритет, предложению г-н А.Л. Кудрин о повышение пенсионного возраста, над решением вопросов:

- трудоустройства невостребованных работников в возрасте,

- трудоустройства молодежи без опыта,

-возвращения в пенсионную систему примерно 20милионов самозанятых, находящихся вне пенсионной системы,

создает значительную напряженность и ухудшает положение всех категорий работников.

Необходимо ставить вопрос, не о повышение пенсионного возраста, а о совершенствовании системы трудоустройства и реализации права на труд. Накопленный технологический потенциал позволяет решить эту задачу через:

1.Перевод трудовых отношений (кадрового делопроизводства) в электронный вид, с обязательным, одновременным закреплением механизма государственных гарантий (оплата простоя, обучение… подробнее в проекте закона ниже).

2.Законодательное закрепление, гарантированного государством, права на свободный доступ каждого, ко всем имеющимся вакансиям, получение работы в автоматическом порядке очередности, с оплатой периода ожидания, в размере не менее, среднемесячного заработка. Существующее законодательное определение права на труд(как и другие права) отстает от общественных отношений и требует развития, через дополнение качественно-количественными показателями и обязанности государства гарантировать их реализацию.

Учитывая сложность процесса на первом этапе, следует начать с автоматизации поиска работников (приема-увольнения), и далее поэтапно автоматизировать остальные процессы (подробнее в проекте закона ниже), что позволит:

1.Сделать отношения государства, работодателей, работников прозрачными, выведет их из тени и стимулирует вовлечение самозанятых, что повысит собираемость отчислений в пенсионных фонд.

2. Улучшить реализацию равенства права на труд, независимо от возраста, трудового стажа, пола, происхождения и т.п.. Автоматическое направление работников в порядке очередности, в том числе, снизит искушение работодателей нарушать закон. Повысит доступность работы, решит проблему трудоустройства специалистов, не имеющих опыта, студентов, окончивших ВУЗы, людей в возрасте. Снизит социальную напряженность (сколько нервов тратилось в очередях, когда не было электронной очереди в банках, МФЦ, больницах).

3.Уменьшить субъективный фактор оценки кандидатов, сбалансировав свободу работодателей экономическими мерами стимулирования, введя прогрессивную плату за выбор кандидатов. К примеру: работодатель направляет электронную заявку, система, автоматически, в порядке очередности подбирает кандидата и направляет его работодателю, если кандидат не подошел, то у работодателя, есть возможность рассмотреть следующего по очередности кандидата, но уже за плату, или заплатить сразу, но значительно больше, выбирать из списка. Плату работодателей, целесообразно направить на выплаты пособий, простаивающим кандидатам, что сократит издержки государства.

4.Устранить злоупотребления работодателей, в возложении на работников дополнительных обязанностей, через единый реестр профессий, должностей и должностных обязанностей.

5.Увеличить доходность и производительность предприятий, уменьшить время простоя, как оборудования, так и работников, сократит расходы на кадровое делопроизводство (данные работников, раз занесенные в систему, далее автоматически пополняются по мере его работы).

6.В реальных цифрах оценить настоящее положение состояния трудовых ресурсов (по отраслям, специальностям и т.п.), увидеть слабые места (в каких отраслях избыток или недостаток специалистов), определить тренды, спрогнозировать развитие, повысить качество планирования, заблаговременно переориентировать учебные заведения на обучение дефицитных специалистов, даст возможность молодежи ориентироваться в выборе востребованных профессий. Это будут, уже не теоретические размышления на основе мифических статданных, которым нет доверия, а видение в реальном времени всех изменений трудовых ресурсов, с возможностью, в любой момент их оценки по любым параметрам – по отраслям, профессиям, территориям, полу, возрасту, времени и другим параметрам.

7.Главное, электронная автоматическая система покажет:

- действительное соотношение, требуемых вакансий и работников,

- на сколько востребованы именно работники предпенсионного возраста – где и как они сейчас работают, есть ли потребность в них, в каких профессиях, как это соотносится с их опытом, знаниями, здоровьем,

-какой экономический эффект это даст (стоит ли вообще овчинка выделки).

Вполне допускаю, результат покажет, что работников больше чем вакансий, и тогда, будет проще закрыть вопрос с повышением пенсионного возраста. Если это не так, и есть острая потребность в повышении пенсионного возраста то, во-первых, это будет подтверждаться реальными данными, а во-вторых, до повышения пенсионного возраста, будет создан и отработан реальный механизм, гарантирующий возможность найти работу, что позволит пожилым людям органично пройти через изменения и доработать до выхода на пенсию.

Сегодняшнее агрессивное продвижение необходимости повышения пенсионного возраста, создает впечатление, что единственной целью этих предложений, является стремление скинуть с государства людей в возрасте (с заработанными болезнями) на самовыживание.

Если повысить пенсионный возраст и ни чего не менять, то доживут ли они до пенсии?

Если мое мнение ошибочно, и у тех, кто считает необходимым повышение, есть железная уверенность в своей правоте, то информация, полученная от перевода кадровых вопросов в электронный вид, только добавит убедительности их аргументам, а отработанный механизм государственных гарантий (см. проект ниже) снизит негатив в обществе.

Последнее, реализация не потребует больших затрат, уже есть электронные платформы государственного портала, налоговой службы, службы занятости, остается только доработать функционал данных платформ и/или дополнить его возможностью интеграции, действующих на многих частных предприятиях программ электронного кадрового делопроизводства. Не потребуется создавать новую службу - уже есть служба занятости, многофункциональные центры.

Уже было столько пенсионных реформ с громкими словами, не пора ли, без громких слов действительно сделать масштабное изменение?

«___»_________20__ года N__-ФЗ

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВВЕДЕНИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ЗАЩИТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД

1.Статья Общие положения

1.1.Для всех категорий работоспособных граждан, молодых специалистов без опыта работы, работников в возрасте, государство обязано обеспечить равные условия реализации права на труд, путем свободного выбора из зарегистрированных государством вакансий, по любой из имеющихся у работника профессии, должности, специальности, квалификации, и ее получения в порядке очередности, с выплатой пособия до момента трудоустройства, в размере среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже среднемесячного заработка по отрасли в месте постоянного проживания, с учетом особенностей установленных настоящим Федеральным законом.

1.2.Правительству Российской Федерации определить государственный орган, уполномоченный создать на разработанном Российском программном обеспечении, электронную систему информации о трудовых отношениях (далее СИСТЕМА), предусматривающую:

-на первом этапе работы, обязательную регистрацию работодателями всех существующих должностей, принятие и увольнение работников, занятых и свободных рабочих мест, учета рабочего времени, условий труда, заработной платы, информации о наличии семьи, детей, родителей пенсионеров ((инвалидов), иных лиц на иждивении), с созданием и ведением, уполномоченным государственным органом, реестра всех наименований профессий, должностей.

-на втором этапе, перевод в электронный вид остальных операций кадрового делопроизводства, должностных инструкций (детальным описанием по каждой профессии и должности должностных обязанностей, прав и т.п.), объединение с другими базами, социального страхования, пенсионного фонда, воинского учета и т.п., автоматическое индивидуальное повышение размера платежей Работодателей, дополнительно к предусмотренным п.1.5.1, 1.5.2 настоящего Федерального закона, при превышении 50 % - среднестатистического показателя отказов кандидатам в России в данной отрасли, на величину обратно пропорциональную количеству выплаченных ежемесячных пособий Работникам, время простоя которых превышает 50% - среднестатистического показателя простоя в России в данной отрасли (плата при максимальном превышении отказов = п.1.5.1/1.5.2 + количество ежемесячных пособий выплаченных Работнику за максимальное время простоя).

1.3.Для работы (внесения данных, поиска кандидатов и т.п.) с СИСТЕМОЙ работодателю, работнику предоставляется доступ в порядке, определенном уполномоченным государственным органом.

1.4.Вновь созданные рабочие места, освобождающиеся в результате увольнения действующих работников (далее вакантные), или ликвидируемые должны быть внесены Работодателем в базу в течение 1 суток с момента принятия решения, информация о иных трудовых отношениях, в течение 3 дней с момента, когда она стала известна работодателю. Работодатели обязаны при выборе должностей использовать должности указанные в базе СИСТЕМЫ.

1.5.Для заполнения вакансии Работодателю предоставляются право выбрать один из следующих вариантов:

1.5.1.Бесплатно - путем направления запроса.

В этом случае, к Работодателю направляется первый стоящий в очереди на трудоустройство работник. В случае отказа Работодателя от направленного Работника, Работодатель вправе направить новый запрос. При этом Работодатель, за каждый отказ обязан выплатить государству сумму в размере среднего месячного заработка по вакансии, указанной в запросе, но не менее среднего месячного заработка по данной должности в данной местности.

1.5.2.Платно - путем оплаты 10 среднемесячных заработков по вакантной должности, но не менее 10 среднемесячных заработков по данной должности в данной местности. В этом случае, Работодатель получает реестр всех кандидатов, находящихся в базе данных, на момент получения запроса. Из них, он может выбрать трех, которые будут направлены к Работодателю для окончательного выбора.

В случае, если Работодатель не выберет ни одного кандидата, Работодатель обязан выплатить государству сумму, в размере 3х среднемесячных заработков по вакансии, указанной в запросе, но не менее среднего месячного заработка по данной должности в данной местности.

1.6.В случае, отсутствия заявок работников в СИСТЕМЕ в данной местности или исчерпания работодателем всех кандидатов в данной местности, Работодатель вправе приступить к самостоятельному поиску Работников или продолжить поиск через базу СИСТЕМЫ, но в другой местности, в порядке определенном п.1.5.1, 1.5.2. Работник в другой местности, получивший приглашение от Работодателя вправе отказаться.

1.7.Работник вправе встать на учет в СИСТЕМЕ и подать заявку на поиск свободной вакансии, самостоятельно выбрав подходящее место работы, профессию (квалификацию) в которой у него имеется опыт, с заработной платой не менее средней по данной должности и квалификации и не менее среднего заработка работника по последнему месту работы. Получив приглашение от Работодателя, Работник обязан, в течение 3х дней явиться к Работодателю и приступить к выполнению трудовых обязанностей. В случае, отказа Работника, пособие за текущий месяц снижается на 20%, и далее до достижения прожиточного минимума. При этом, его заявка на поиск работы сохраняется в СИСТЕМЕ.

1.8.На период, с момента постановки на учет и до момента трудоустройства, Работнику выплачивается пособие, в размере среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не менее среднего месячного заработка по данной должности в данной местности.

1.9.Работа СИСТЕМЫ, должна строиться на автоматической обработке заявок, подборе работников для работодателей, вакансий для работников, исходя из их очередности, исключающего вмешательство человека.

1.10.Помимо, бесплатных курсов повышения квалификации и переподготовки, Работник вправе, самостоятельно выбрать негосударственные курсы переподготовки и повышения квалификации, а государство гарантирует оплатить обучение, с последующим возмещением Работником государству расходов, в пределах и путем удержания из заработной платы не более 25% от ее размера, в течение 12 месяцев, после трудоустройства Работника. Использование работником права, предоставленного настоящим пунктом не лишает его права и обязанности предусмотренного п.1.11.

1.11.В случае, если в течение 6 месяцев с момента регистрации в базе, Работник ни разу не был приглашен Работодателем, то служба занятости должна предложить ему на выбор бесплатно пройти обучение для повышения квалификации(разряда, степени, и т.п.), получения новой специализации в рамках существующей у него профессии, получения новой профессии, а Работник обязан выбрать один из способов и пройти обучение.

В случае, если по истечении 6 месяцев после обучения Работник вновь не будет приглашен Работодателем, то ему вновь предлагается пройти обучение, количество повторных обучений не ограничивается.

Исключением из данного порядка, является случай, когда по возрасту Работнику остается до выхода на пенсию 2 года, то Работнику предоставляется право самостоятельно выбрать пройти обучение или выйти на пенсию досрочно. Уполномоченный орган обязан проводить мониторинг наиболее востребованных вакансий и на основании его корректировать программы обучения. При разработки СИСТЕМЫ предусмотреть функцию формирования отчетов по всем имеющимся в СИСТЕМЕ параметрам, с обязательной ежемесячной автоматической выгрузкой отчета востребованности вакансий и их прогноза на будущее.

2.Статья Заключительные положения

2.1.Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.2.В течение 1года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Правительству Российской Федерации и уполномоченному им государственному органу, принять и привести в соответствие с настоящим федеральным законом все нормативно-правовые акты, создать и внедрить в действие СИСТЕМУ, разработать план и определить срок реализации второго этапа доработки СИСТЕМЫ, выполнить все организационные мероприятия, обеспечивающие с 01.01.2020года гражданам и работодателям, возможность исполнения обязанностей и реализацию прав, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Президент Москва, Кремль «__»______20__ года