Доброго времени суток, читатель. Сегодня расскажу про мирные атомные взрывы на территории бывшего Советского Союза, а ныне Российской Федерации.
Рассказываю с собственных слов, потому что застал их сам. Это была Пермская область, теперь уже Пермский край.
Про всю область я рассказывать не буду, разумеется. Речь пойдет о небольшом провинциальном городке с запоминающимся названием "Оса".
Хороший, маленький город. Старая Оса. Ей уже больше четырёхсот лет. Неплохо сохранилась и историческая часть города, которую местные называют "Старый город". Красивый район с дореволюционной архитектурой и Свято-Троицким собором, отреставрированным совсем недавно.
Ещё в те времена, когда я был мальчишкой, купола собора можно было увидеть очень далеко. И вот идешь ты к нему, идешь, а он всё не приближается, а будто становится только дальше. Так и сама Оса - идёт к Господу нашему, приближается, да никак в Царствие Небесное попасть не может. Такой вот город-призрак.
Причем же тут атомные взрывы, спросите вы? А вот, рассказываю: это был далёкий 1969 год, я тогда был ещё совсем маленький дворовый пацан. Как сейчас помню. Это было это второе сентября, вторник. Мы с ребятами скорее прибежали домой после первого учебного дня и пошли играть в футбол во дворе. Пинали старый мяч, весь потрескавшийся, в грыжах и вдруг как грянет... стены дрожжат, вот-вот окна домов полопаются. Грохот чудовищный. Мы тогда ещё не знали про землетрясения, хоть это было не оно.
Никто ничего не понимал. На лицах родителей я впервые увидел страх неизведанного. Паника наводнила весь город. Некоторые дома и вправду потрескались, некоторые окна и вправду полопались. Люди успокоились только через несколько дней.
Страшно было ходить в школу, страшно было сидеть на уроках. А вдруг опять всё задрожжит, вдруг потолок рухнет или засыплет осколками стекол? А я тогда у окна сидел, за третьей партой.
К началу следующей учебной недели мы нас уже предупредили, что снова будет трясти. Тогда все окна заклеили бумагой, крест-накрест. Ощущение было, как будто война идет. В понедельник на втором уроке нас вывели на улицу. И часам к десяти снова началась тряска. В этот раз было не так страшно, но всё равно жутковато, особенно для наших младших друзей.
О том, что было причиной этих странных "землетрясений" я узнал только через несколько лет. Отец сказал мне тогда: "Это, сынок, были самые настоящие водородные бомбы. Детище Курчатова и Сахарова."
Неужели нас хотели взорвать, или рядом с Осой были ядерные испытания? Вовсе нет. Это были так называемые мирные атомные взрывы. Так пытались разрабатывать нефтяные месторождения вблизи города.
Взрывы долго ещё вспоминали, конечно. После них начали жить немного лучше - нефтяники же приехали. Мой отец у них энергетиком работал, налаживал трансформаторы, подстанции, проектировал линии электропередач.
И всё казалось бы хорошо, силу атома пустили в мирное русло. Но нет. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается. А нефть заканчивается ещё быстрее...
Теперь в Осе нет нефти, на её месте огромные объемы воды. Здания нельзя строить больше пяти этажей из-за того, что они проседают в грунт. Уровень радиации в городе повышенный. И самое страшное - нет работы. Оса помирает, да никак не может уйти в мир иной. Теперь это город-призрак. Мой родной город и мой родной призрак.