Найти тему
Музыка и Жизнь

Genesis. Преступление в детской

Перевод в названии статьи не совсем правильный. На самом деле Nurcery Cryme это игра слов, компиляция - Nursery Rhyme/Crime (Детский стишок/Преступление в детской). Это название третьего альбома британской группы Genesis, вышедшего в 1971 году и ставшего одним из заметных альбомов прогрессивного рока впоследствии. Это был первый альбом, записанный с ударником Филом Коллинзом и гитаристом Стивом Хэккетом - людьми, во многом определившими звучание Genesis первого, романтичного периода 1970-1974 годов.

Интересно, что для игры на барабанах при записи второго альбома группы Trespass, Питер Гэбриэл звал Роджера Тэйлора, но тот был занят собственным проектом и через пару лет стал одним из основателей группы Queen. Уже на Trespass было понятно какой стиль выстраивает группа - в музыке это было смешение и объединение контрастных звуковых фрагментов, длинные концептуальные сюиты соседствовали с короткими выразительными номерами, в текстах - метафоричность, средневековый романтизм, элементы древнегреческой мифологии и античных сюжетов. Духовные поиски в общем. Тони Бэнкс - клавишник группы и одноклассник Гэбриэла (Мик Резерфорд учился в этой же школе на год позже) говорил: «Мы скорее оставались в тени нашей музыки, чем выпячивали наши эго. В мире кино сказали бы, что мы работаем в „фэнтезийном жанре“. Мы пытались перенести слушателей в другой мир. Мы определённо были эскапистской группой. На шоу, которые мы делали, люди могли забыть обо всём на свете».

Такая музыка к тому времени уже имела спрос и своего слушателя, несмотря на сложность воплощения и восприятия. Принято называть такого рода музыку "интеллектуальной", но я воздержусь от такого снобистского определения.

Несмотря на то, что группа совершенно определённо исполняла музыку, которая потом стала называться прогрессивный рок, на альбоме Nursery Cryme концепции не было, было семь отдельных номеров, связанных скорее музыкальной манерой, а не сюжетом. Следующие альбомы были уже более концептуальными, но сами музыканты вообще не признавали термина "прогрессивный рок", считая свою музыку скорее композиторской и смысловой, чем мелодической, а длину композиций объясняли структурой каждого отдельного номера - и это так и есть. На Nursery Cryme есть и продолжительные, и короткие композиции

Первая песня - The Music Box (Музыкальная Шкатулка) - протяжённая десятиминутная сюита с несколькими частями, с характерными для Гэбриэла оригинальными модуляциями вокала от плачущего до кошачьих воплей. Обычная для Genesis первого периода смена ритма и тональностей украшены виртуозными пассажами новоприобретённого Хэккета на гитаре, а Тони Бэнкса на меллотроне. Звучит всё сказочно, интересно и романтично

Аннотация к песне гласит : "Во время игры в крокет 9-летняя Синтия Джейн Де Блейз-Уильям грациозно взмахнула молотком и снесла голову 8-летнему Генри Хамильтону-Смиту младшему. Двумя неделями позже в детской комнате Генри она обнаружила его драгоценную музыкальную шкатулку. Она немедленно открыла её, и под звуки песни о Старом Короле Коуле появилось маленькое привидение. Генри вернулся, но ненадолго — его тело стало стареть на глазах, и только его разум оставался детским. Тайные желания всей жизни возобладали в нём. Увы, попытка убедить Синтию Джейн утолить его романтическую страсть привела в детскую его няньку, которая заинтересовалась причиной шума. Инстинктивно она швырнула шкатулку в бородатое дитя, погубив и её, и Генри." На обложке альбома как раз иллюстрация к началу композиции.

Вот такого рода тексты были характерны для раннего Genesis. Собственно эта песня и дала название альбому. стала очень популярна у публики, настолько, что даже во времена вокалиста Фила Коллинза, когда группа постепенно сменила уже музыкальное направление - эту песню часто исполняли на концертах.

Вторая песня альбома - акустическая ForAbsent Friend имеет более традиционное звучание и текст и исполняется, кстати, Филом Коллинзом. А третья представляет из себя стопроцентный сюжет из фэнтези с уклоном в антиутопию. Песня называется The Return of the Giant Hogweed - "Возвращение гигантского борщевик"а и повествует о том, как растение "с русских холмов", случайно завезённое британцем стало покорять города в Британии и единственным спасением от сорняка стало его истребление по ночам, когда нет солнечных лучей. Текст скорее аллегоричен, а музыка довольно агрессивная, в роке, как и вокал

На альбоме есть и пара коротких песен. Например Harold The Barrel (Гарольд Толстое Брюхо) представляет из себя городской анекдот, рассказанный в лицах. Ещё одна из фишек группы - красивые мелодии эклектически сопровождали тексты о крови и насилии. В этой композиции говорится о самоубийце, залезшем на крышу и ставшим мишенью обсуждения городских должностных лиц и зевак, включая его мать. Песня в музыкальном плане интересна - напористая мелодия, прыгающий вокал, .фортепиано, смещение музыкального размера - всё уложилось в три минуты. Этакий рок-н-ролл по генезисовски

Стремление к некоторой театральности в структуре композиций привело к тому, что на этом альбоме каждая, даже самая короткая песня стала законченной пьесой. Коротенькие - притчами или анекдотами, а длинные имели структуру оперы. Заключительная The Fountain of Salmacis, как и первая построены по жанру оперы, с увертюрой, сменой сцен, интермедиями и финалом. Такую музыку слушать приятно, даже не понимая текста. В последующем Genesis развивали свой стиль, выпустив ещё три альома, а закончили фактически прогрессив-рок-оперой The Lamb Lies Down On a Broadway. И в каждом из альбомов были свои находки. Жалко только, что альбомов в этом составе и жанре они выпустили немного