Найти тему
МУЗТОЧКА

Мастер из Иркутска семь лет делает кельтские арфы

Иркутский арфостроитель Сергей Онищук рассказал порталу Muztochka.com о тонкостях процесса изготовления кельтских арф, влиянии древесины на тембр инструмента и собственных изобретениях, а также - поделился полезными советами по выбору арф.

Muztochka.com: Расскажите, когда и как занялись изготовлением кельтских арф? Что побудило взяться именно за этот инструмент?

С.Онищук: Первый опыт общения со “звучащим” деревом получил в студенческой юности под руководством своего отца, Петра Филипповича Онищука, мастера по ремонту и изготовлению струнных музыкальных инструментов. С 1991 года трудился у него в подмастерьях. Выполнял задания, учился разбираться в породах деревьев, их свойствах, структуре, акустических особенностях, предпринимал первые самостоятельные шаги на этом поприще... Параллельно обучался в Ровенском Институте Культуры по специальности “Дирижер народного оркестра”, играл на классической гитаре и осваивал ремонт, регулировку и настройку фортепиано.

Впоследствии “фортепианное дело” стало профессией. В 2009 году взялся за воплощение, казалось бы, невыполнимого проекта - создание кельтской арфы, прекрасного и редчайшего в родных пенатах инструмента, которым буквально “заболела” моя жена Ирина.

Muztochka.com: Сколько времени в среднем занимает изготовление одной арфы? Где берете необходимые материалы?

С.Онищук: Первую арфу я изготавливал более полугода. Так сказать, “протаптывал стезю”. Сейчас это занимает немного меньше времени, поскольку все процессы уже относительно отлажены.

Всю фурнитуру на арфы (струны, колки, порожки, леверсы) заказываю в США и Франции. Дерево использую местное, тщательно выбирая каждую доску.

Muztochka.com: Помогают ли вам в процессе подмастерья?

С.Онищук: Есть один человек, который иногда помогает, когда имеет выходной. Но большую часть времени я работаю сам.

Muztochka.com: Какие модели арф предлагаете своим покупателям? Расскажите немного о каждой из них.

С.Онищук: Сейчас это 4 модели: от наколенной дорожной до напольной концертной. Самая маленькая из них, наколенная, была создана для удобства транспортировки. Она предназначена для музыкантов, которые много путешествуют или часто находятся в дороге. Называется она «Barnett».

Следующая модель, «Limerick», уже немного больше в размерах, количестве струн и возможностях. На ней можно играть как сидя, с упорной ножкой в пол, так и стоя, повесивши на ремень как гитару.

Наибольшей популярностью пользуется модель «Study», и этому есть ряд причин. Во-первых, она имеет уже диапазон 30 струн (то есть, концертной леверсной арфы), соответственно и возможностей у нее больше, чем у тех, которые поменьше. Во-вторых, дизайном она более похожа на привычную всем педальную классическую арфу.

Последняя модель, «Turiya», - это уже арфа концертного типа. У нее 36 струн, побольше вес и размер. Обладая максимальным возможностями леверсной арфы, этот инструмент, соответственно, и стоит дороже.

Muztochka.com: Как подходите к выбору древесины для арф?

С.Онищук: По сути, здесь нет ничего нового. Критерии такие же, как и при выборе древесины для любого другого музыкального инструмента. Процентная влажность, прямослойность, звучность простукивания.

Muztochka.com: Расскажите об особенностях звучания каждого дерева.

С.Онищук: С самого начала своей арфостроительной деятельности, дабы понять разницу, я сделал три абсолютно одинаковые арфы «Study» из клена, ореха и березы, поставив на них, соответственно, одинаковые наборы струн. Поскольку я музыкант, и окружающие меня люди - тоже, то приходящие прослушивали все три арфы, после чего выражали совсем разные мнения. Каждому нравился другой звук. И сказать, какая из них лучше, вряд ли удастся. Вернее будет сказать, что все они разные.

Березовая звучит таким образом, что слегка напоминает классическую педальную арфу. Ореховая имеет более яркие верха и более искристый тембр. Кленовая является чем-то средним между первым и вторым вариантами. Знаете, словами довольно сложно описать тембры звука. Это все-равно, что описывать словами цвета. Чтобы лучше понять отличия, советую послушать звучание на моем сайте в папке “Видео”.

Muztochka.com: Какую модель посоветуете начинающим арфистам?

С.Онищук: Нужно всегда начинать учиться на напольной арфе. В моем исполнении это хотя бы «Study». Маленькая наколенная арфа не подойдет, поскольку при защипывании струн инструмент будет “танцевать” на коленях, мешая и отвлекая от игры. При росте, как музыканта, это “танцевание” под пальцами пропадает, но на “старте” нужна очень устойчивая арфа.

Muztochka.com: Музыканты из каких стран заказывают у вас арфы?

С.Онищук: Больше всего заказов из РФ. Меньше из Украины, еще меньше из Беларуссии. Было еще пару заказов из других стран, но я отказался, поскольку нету у почты РФ соответственных условий для пересылки.

Muztochka.com: Что самое сложное в процессе пересылки инструмента?

С.Онищук: Если по РФ, то проблем нету. Я пользуюсь услугами транспортной компании «Деловые линии». Отсылаю арфы в разные концы РФ. Еще не было ни одной жалобы от моих заказчиков (Слава Богу!).

Muztochka.com: Сориентируйте в ценах на ваши арфы.

С.Онищук: Модель «Barnett» (Береза) стоит $ 270 (22 струны), $ 285 (23 струны) и $ 320 (24 струны) соответственно. Цена 26-струнной «Limerick» составляет $ 470 (Береза), $ 620 (Клен) и $ 840 (Орех). Березовая «Study» стоит $ 650, кленовая - $ 790, ореховая - $ 840. И, наконец-то, цена «Turiya» из березы составляет $ 870, из клена - $ 1 040, из ореха - $ 1 080. В стоимость не включены аксессуары и леверсы.

Muztochka.com: Расскажите о моделях изготавливаемых вами леверсов. Все модели универсальны, или сделаны под конкретные арфы?

С.Онищук: В самостоятельном исполнении только леверсы «Brassel». Они используются исключительно для арф «Barnett». Все остальные леверсы я покупаю вместе с другой фурнитурой в США и во Франции.

Muztochka.com: Каковы планы на ближайшее будущее? Планируете ли выпуск новых моделей?

С.Онищук: Каждую арфу стараюсь усовершенствовать во всем – в звуке, весе, дизайне. Это и есть мои планы на будущее. В выпуске новых моделей пока нет надобности, поскольку в моем арсенале есть все виды леверсных арф - от наколенной до концертной.

Muztochka.com: Несколько советов по выбору арфы читателям Muztochka.com.

С.Онищук: Арфы массово выпускают в Пакистане. Инструменты, изготовленные в этой стране, легко “вычислить”: на боковых частях корпуса (обечайках) всегда есть ажурная резьба в виде листьев и цветов. Среди этих арф иногда встречаются неплохие, но это как повезет, поскольку мне уже не раз приходилось их ремонтировать. А потому от них лучше отказаться – не рисковать зря. Ведь и стоят они не мало. Ну а все остальные нужно смотреть, слушать.

Muztochka.com: Спасибо за интересную беседу!