Вопрос о воспитании детей уходит корнями вглубь веков. Наши пещерные пра-предки считали, что в тело новорожденного ребенка вселяется дух кого-то из умерших пращуров, а то и самого животного-тотема. Получается, дитя по умолчанию наделялось определенным набором черт, присущих гипотетическому «донору» души, никто не воспитывал эти качества в ребенке специально.
Концепция Tabula Rasa («Чистая доска») предполагает, что ум новорожденного ясен и открыт всему новому. Согласно этой теории, родители и окружающие «пишут» характер дитя с нуля, полностью создавая его личность. Современные же ученые утверждают, что склонности и предпочтения человека во многом продиктованы его генотипом, и даже если сын лингвистов сам никогда не выберет филологическую стезю, изучение языков все равно будет даваться ему на порядок легче, чем сверстникам – этот счастливчик уже рождается с нужными синапсами в мозгу.
Но это все теория, а как на практике?
Никто еще не сумел неопровержимо доказать (или убедительно опровергнуть) любую из существующих теорий. Но простые наблюдения и жизненный опыт показывают, что, начиная с 7-8 лет, основополагающее значение в воспитании ребенка имеет все-таки школа. На это есть несколько объективных причин.
1. Социализация. Не все дети ходят в детский сад, но даже те, кого не воспитывают дома бабушки-дедушки, все равно воспринимают дошкольное образовательное учреждение как еще одну площадку для игр, а не вторую семью. Кроме того, в этом нежном возрасте дети редко склонны затевать пылкие дискуссии и вступать в пространные беседы, а в школе учитель регулярно обсуждает с учениками, как поступать в тех или иных ситуациях, каким быть. Если до 7 лет мир ребенка был ограничен только несколькими взрослыми, в первом классе у малыша появляется масса новых друзей и знакомых, и у каждого из них уже есть свое сформировавшееся мнение по основным жизненным вопросам.
2. Авторитет. Школа не просто учит, она как будто говорит: «Я знаю, как надо». Особенно четко это проявляется как раз в начальных классах, когда учительница не столько вкладывает в детские головы умение обращаться со счетными палочками и буквенными веерами, сколько учит их прилично себя вести, быть частью коллектива, подчиняться социальным правилам и установкам. Очень плохо, если родители и школа придерживаются разных взглядов на жизненные ценности и морально-этические нормы – школа, скорее всего, победит.
Не нужно недооценивать влияние этого социального института. В школе ребенок проводит 8-9 часов в день, а с родителями – только 3-4 часа перед сном, и то, если все уроки сделаны, а по телевизору не идет ничего интересного.
Куда смотрят семья и школа? На вынесенный в заголовок вопрос можно ответить так: неважно, куда именно смотрят семья и школа, главное, чтобы они смотрели в одну сторону.
http://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.
Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.