Найти тему
Muztorg

Девять странных музыкальных инструментов со всего света

Румынский учитель музыки и изобретатель Стефан Попеску может играть на морковке, солонке, бутылке бренди, грецком орехе и т.д. Он утверждает, что может играть вообще на всем, у чего есть отверстие (сами заполните паузу между этим и следующим предложениями своей грязной шуткой). Что ж, поверить ему несложно – всегда, когда мы к чему-то прикасаемся с определенной силой, получается звук. В то время, как одни могут играть на раковине и рождать множество разных звуков, другие запираются в своих лабораториях и годами работают над сложными механизмами, исследуя природу музыки и звука. Мы сделали подборку самых странных и удивительных инструментов со всего света. О каких-то из них вы уже слышали (и, может быть, даже играли на них), о других услышите впервые. 

1. НОСОВАЯ ФЛЕЙТА

Удивительно, но этот инструмент можно найти во многих местах по всему миру. Преимущественно он встречается в Восточном полушарии, в Полинезии и других районах Тихоокеанского региона. Некоторые аналогичные варианты можно найти в Китае, Индии или странах Африки к югу от Сахары. На Гавайях он называется «ohe hano ihu» или «бамбуковая флейта для носа». Она делается из цельного куска бамбука и имеет два или три отверстия для пальцев. Здесь носовая флейта обычно использовалась как инструмент для ухаживания, на котором играли в уединенной обстановке. Однако сейчас можно услышать, как на нем играют на массовых мероприятиях, а так же как аккомпанемент для хула-танцовщиц.

В Новой Зеландии аналогичный инструмент, который называется нгуру, делали из китовой кости. Он имел сложную резьбу и считался священным предметом. В Танзании он представляет собой пару инструментов – по одному для каждой ноздри.

К сожалению, традиция игры на носовой флейте стремительно исчезает по всему миру, и некоторые музыканты отчаянно стараются ее сохранить. Более современный вариант, хуманатон, был изобретен американцем Джеймсом Дж. Стиверсом в Нью-Йорке в 1904 году. Он делается из пластика и отдаленно напоминает пропеллер самолета.

2. ХЭНГ ДРАМ

Создатели хэнга утверждают, что название прилепилось к инструменту не очень обоснованно – он может куда больше, чем обещает это название. Разработанный в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шререр в Берне, хэнг стал результатом углубленных  научных исследований в области развития стальных музыкальных инструментов. В итоге получился НЛО-подобный инструмент из закаленной стали. Закаленная сталь и форма дали инструменту не только мягкий звук, но и долговечность, а название закрепилось из-за слова «рука» в бернском диалекте. «Ямочки», расположенные на поверхности барабана, позволяют извлекать множество психоделических звуков: вы можете услышать и арфу, и металлофон, и колокольчики, и стальной барабан.

Стальной барабан пришел из Тринидад и Табаго, и на нем играют двумя маленькими молотками. Изначально именно он послужил вдохновением для создания хэнга – многие музыканты увлекались стальным барабаном в Европе в 70-х и 80-х годах. Ронер и Шререр очень много экспериментировали с разными видами этого инструмента на протяжении лет. Примерно через 25 лет к ним в мастерскую пришел посетитель с гатамом (южно-индийский перкуссионный инструмент), и тогда они решили адаптировать свой инструмент для игры руками. Несмотря на то, что для игры нужна практика, научиться играть нем очень легко – многие схватывают технику практически сразу.

3. ФРИКЦИОННЫЙ БАРАБАН «ЛЬВИНЫЙ РЕВ»

Как и большинство других инструментов в этом списке, этот фрикционный барабан чаще используется для сопровождения других, более мелодичных инструментов. Его можно найти во многих регионах Азии, Африки, Европы и Южной Америки, и предстает он в разных формах и под разными именами. Он используется для различных религиозных событий и церемоний, особенно в Европе. Во фламандском языке он называется “rommelpot”, в испанском – “zambomba”. Он используется в различных итальянских религиозных процессиях, а также во время празднования румынского Нового Года.

Инструмент зачастую делается из кувшина, горшка или небольшого деревянного полого предмета. Мембрана, обычно сделанная из кожи, растягивается над отверстием, и звук создается либо путем трения его пальцем, либо с помощью пружины или шнура. Изменение высоты тона может быть выполнено путем нажатия на саму мембрану. Шнур, который в некоторых местах делается из конского волоса, привязан к маленькой палочке на одном конце. Через небольшое отверстие в середине мембраны он создает трение при натяжении. Зачастую инструмент называют «string drum» или «lion’s roar».

4. СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал лёгкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне с этим инструментом выступил Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».

Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посланника Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением «музыкальными стаканчиками» и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент ещё более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук. В конструкции этой гармоники явно прослеживаются параллели с концепцией «музыки сфер», возникшей в античности, в средние века известным человеком, развивавшим эту концепцию был Иоганн Кеплер.

5. БИЛО

Этот перкуссионный инструмент используется в православных церквях и монастырях, в основном, на юго-востоке Европы. Впервые било начали использовать на Руси в конце X века одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Летописные известия 1066, 1074, 1146 годов упоминают била и колокола. В Никоновской летописи о монахе Киево-Печёрского монастыря Матфее Прозорливом сказано, что он, у церкви «седе, опочивая побилницею». Это даёт возможность предполагать, что под билом стояла некая площадка со ступеньками или сундук, на который можно было сесть.

Несмотря на упоминание колоколов в XIX веке, пришедшие на Русь в X веке из Западной Европы, они были редки, малы и долго не могли вытеснить била. В литературных памятниках била часто встречаются до XVI века включительно.

В XX и в начале XXI века сохранялось в России на некоторых предприятиях в виде висящего на цепи отрезка рельса, служащего для подачи сигнала тревоги. В XXI веке била всё ещё употребимы для созыва на богослужение.

6. ВАРГАН

В английском варган называется “Jewish harp” (еврейская губная гармоника), хотя никакого отношения к еврейскому народу не имеет. По сути слово “jew” здесь – это просто неправильное написанное “jaw” (челюсть), в чем уже есть смысл. Это маленький инструмент с гибким металлическим или бамбуковым язычком, прикрепленным к рамке. Играющий держит его во рту, который служит как резонаторная полость, и дергает за язычок для извлечения звуков. Разнообразие нот здесь совсем не велико, однако в Европе в 18 веке использовали варганы с двумя или тремя язычками, отвечающими за разные ноты.

Под разными названиями, аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве), — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим. В Европе самые ранние находки были сделаны в Восточной Франции. 1868 году в Руане были найдены пять бронзовых варганов, относящихся скорее всего к галло-римскому периоду (V—VII вв). В Древнем Риме варган был известен как crembalum или trombula. В немецко-говорящих странах, где инструмент был особенно популярен в народной музыке, его называли Brummeisen.

7. ГИДРОЛОФОН

Гидролофон по виду напоминает фонтан, и им и остается, пока играющий не начнет закрывать пальцами отверстия в нем. Возможно, он выглядит немного сложно, но система работает также, как и в большинстве духовых инструментов – например, в саксофоне или фаготе. Однако звук создается с помощью воды. Стивен Манн, исследователь и изобретатель, более всего известный по своей работе в области вычислительной фотографии, придумал этот инструмент в 80-х годах специально для людей с очень плохим зрением, чтобы им удобнее было пользоваться своими ощущениями для создания музыки. Идея состояла в том, что вода дает более сильное ощущение контроля во время игры.

Вода пропускается через изогнутую трубку с серией отверстий, через которые она выливается. Над каждым отверстием размещен звуковой механизм. Когда исполнитель закрывает пальцем одно из отверстий, вода проходит через этот механизм.

8. АЛЬПИЙСКИЙ РОГ

По большей части альпийские горны используются фольклорными коллективами, а также в различных шоу. Однако существует и небольшой репертуар академической музыки для альпийского горна — в частности, Пасторальная симфония для альпийского горна и струнных (1755) Леопольда Моцарта и Concertino rustico для альпийского горна и струнных (1977) Ференца Фаркаша, а также ряд сочинений швейцарских композиторов.

История инструмента теряется в глубине веков. В давние времена его сильным звуком предупреждали жителей долин об опасности, о приближении врага; подтверждение тому — красивая и печальная легенда о пастухе с альпийского луга Флимзерштайн в кантоне Граубюнден, в Восточной Швейцарии. Горы в этом районе отличаются особой крутизной. На отвесных скалах там и тут видны красноватые следы выхода окисей железа. Пастух стоял на высоком уступе скалы, близ местной крепости Бельмонт, и вдруг заметил большой отряд вооруженных воинов: явился давний враг жителей долины — соседний властелин, граф де Монфон. Пастух трубил в альпийский рог до тех пор, пока ворота крепости не захлопнулись. Но он трубил с такой силой, что лопнули легкие, и пастух замертво рухнул на скалу…

Протяжные мелодии альпийского рога милы и дороги жителям швейцарских гор. Под них играли свадьбы и веселились в праздники, сражались с врагами, хоронили близких.

9. РАКОВИНА

Археологические находки указывают на использование раковины как инструмента еще в Верхнем палеолите, более 12 000 лет назад. Его использование распространено по всему миру, где обычно встречаются крупные раковины брюхоногих моллюсков. Также у инструмента есть множество названий, и игра на нем обычно сопровождает различные религиозные события и церемонии. Южная Азия и Мезоамерика, Карибский бассейн, Корея и Япония – везде можно найти раковины разных форм и размеров, а также людей, которые на них играют.

На Фиджи и Гавайях инструмент называется “пу” и используется для разных торжеств. В зависимости от стиля его звуки могут быть слышны в радиусе нескольких километров. Ацтеками, например, он использовался в качестве средства для координации войск на поле битвы.

Джазовый тромбонист Стив Тарр иногда играет на раковине под аккомпанемент его группы Sanctified Shells. Также раковину можно услышать в «Чужом» Ридли Скотта 1979 года.