В старину восточные страны, в частности — среднеазиатского региона и Персии, поражали путешественников своим колоритом убеждений и традиций. Среди огромного множества широко известных обычаев, которыми пестрят популярные издания, иногда не найти бытовых, но очень распространенных традиций и ритуалов.
Готовность к свадьбе: проверка на устойчивость
Этот обычай был распространен в Персии и Азербайджане, в Турции начала 20 века. Как правило, договорные браки были не конституционной формы (без регистрации в местных органах, кроме духовных). Невесте могло быть и 16, и даже 14 лет, все регулировалось устойчивым менструальным циклом (отсчет взрослой жизни). Но был один необычный ритуал проверки невесты к бытовой жизни, выглядевший крайне дико и жестоко. Отец невесты прилюдно, при сватах, наотмашь ударял своей папахой (исключительно мягкой, из шерсти) дочь. Особой силы для этого не вкладывалось, ритуал больше походил на игру (бой подушками).
Если девушка оставалась на ногах, не сделав ни шагу, то она считалась физиологически готовой к семейной жизни. Если не могла удержаться — свадьба откладывалась. Кстати, именно из этой эпохи родом никах или никях с отсрочкой дня свадьбы — до полного «созревания» девушки.
Чайная церемония сватовства
Еще один ритуал, относящийся к свадебным, практикуется и по сей день. Чаще всего это происходит во время знакомства сватов (стороны жениха) с вероятными родственниками невесты. Как правило, договорные браки обычно заключаются между более-менее знакомыми между собой семьями, и там беседы носят доверительно-простой, прямой характер. Но бывает так, что жених посылает своих представителей в иной город, село, районный центр, где его никто не знает. Задача сватов в этом случае непростая, требуется за столом с традиционным чаем максимально выгодно представить своего сына (жениха) семье невесты.
По завершении формальной части «рекламы» сторона жениха спрашивает отца и других родственников невесты — можно ли сделать чай сладким? Для несведущего это вообще ни о чем не говорит, когда он видит занесенный кусок сахара над стаканом свата. Последующий ответ, согласно традиции, несет в себе главный смысл всей этой традиции — если отец разрешает гостям подсластить сахар, то помолвку можно считать успешной.
Но если никто со стороны невесты не отвечает утвердительно на такой вопрос, или молча отрицают, поворачивая голову из стороны в сторону, то сватам деликатно отказано. Тонкая восточная дипломатия в этом событии мягко, в безупречно корректной форме, являет вариант вежливого отказа. Ведь вслух речь идет всего-то навсего о чае…
Торговля с эффектом поединка
Этот обычай наиболее распространен в Узбекистане, Туркмении, в части Ирана и Таджикистана. Чем бы ни торговал на рынке или на лотке продавец, он непременно оскорбится, если ему сразу дадут названую цену за товар.
Обычно продавец при этом не подает и виду, но не торгующийся покупатель все равно поступает неправильно, с точки зрения коранической морали. Именно с Кораном связан такой обычай с тайным смыслом. Продавец обязан максимально честно устанавливать цену за товар, чтобы впадать в грех азарта.
Покупатель обязан рассчитаться только честно заработанными деньгами, и не пытаться обмануть (сбить цену ниже разумной). И пока со стороны торг выглядит какой-то диковинной формой психологического поединка, продавец успевает трижды назвать свою честную цену с разными наценками.
Покупатель, знающий эту традицию, тоже трижды обязан пытаться резко снизить цену, чтобы удостовериться в честном происхождении товара. Как правило, легко и без торга покупает человек, не самым честным образом заработавший свои средства. И с легкостью уступающий в цене продавец — тоже.Это глубокая восточная философия, корнями уходящая во времена ответственности (когда могли отрубить и руку, и голову) за обман, в средние века.
Если вам был интересен материал, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал "Восточная сказка".