Найти в Дзене

Какие бывают наказания: телесные наказания

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Иммануил Кант Телесные наказания (применение физической силы: шлепки, подзатыльники, удары ремнем и др.) Это самый противоречивый метод воспитания. Не смотря на то, что очень многие родители часами обсуждают на форумах в интернете, можно или нельзя применять физическую силу в отношении детей, к единому мнению прийти не могут. Одни категорически против, другие считают, что от нескольких шлепков ничего не будет, а третьи утверждают, что без использования ремня и не воспитаешь ребенка. Но этот метод неоднозначен и труден именно в силу того, что применяется он взрослыми в отношении детей от малышей и до подростков. И надо четко осознавать, какие из них, вероятно, можно использовать с детьми какого то возраста, или же они абсолютно неприемлемы. Эффективность наказания в виде шлепка ребенка по попе лучше всего проявляется в младшем возрасте, когда слова еще не могут иметь такого воздействия,

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели.

Иммануил Кант

Телесные наказания (применение физической силы: шлепки, подзатыльники, удары ремнем и др.)

Это самый противоречивый метод воспитания. Не смотря на то, что очень многие родители часами обсуждают на форумах в интернете, можно или нельзя применять физическую силу в отношении детей, к единому мнению прийти не могут. Одни категорически против, другие считают, что от нескольких шлепков ничего не будет, а третьи утверждают, что без использования ремня и не воспитаешь ребенка.

Но этот метод неоднозначен и труден именно в силу того, что применяется он взрослыми в отношении детей от малышей и до подростков. И надо четко осознавать, какие из них, вероятно, можно использовать с детьми какого то возраста, или же они абсолютно неприемлемы.

Эффективность наказания в виде шлепка ребенка по попе лучше всего проявляется в младшем возрасте, когда слова еще не могут иметь такого воздействия, как некоторые решительные меры.

Для малышей шлепок по попе — это сигнал того, что так себя вести нельзя, потому что это единственно понятный язык для ребенка раннего возраста. Такой стоп-сигнал можно и порой нужно использовать.

Маленькие дети еще плохо умеют, справляются со своими желаниями. Им трудно отказаться от своих проказ, о последствиях они и вовсе не думают. Им так весело рисовать на стенах, валяться в лужах и мамино «нельзя» для них менее значимо, чем собственное желание. Порой обычный шлепок заставляет ребенка вернуться в круг правил и остановиться в шалостях. Одних маленьких детей шлёпать нет необходимости, для них сигналом служат слова «Стоп» или «Нельзя», а некоторые короткий шлепок понимают лучше, чем долгие объяснения и уговоры.

Физическое наказание может быть очень эффективной мерой безопасности, которая помогает оградить ребенка от ситуаций, опасных для его жизни. Нет ничего предосудительного в том, чтобы шлепнуть малыша один раз лишь для того, чтобы он зарубил себе на носу: то, что он только что сделал, больше никогда не должно повториться. Вероятность того, что ребенок выживет во время разборки электроприборов, игры с огнем или пересечения бегом оживленной дороги, слишком мала. Даже если болезненный шлепок и наносит ребенку незначительную эмоциональную травму, все равно его можно оправдать тем, что благодаря ему, ребенок сможет избежать куда более сильной боли от ушибов и ранений и вообще сможет остаться живым и невредимым.

Представьте себе, что ваш малыш хочет взобраться на край высокого балкона. Можно спокойно сказать ему: «Ванечка, это довольно-таки опасно. От балкона до дороги пятьдесят метров, и ты можешь сильно удариться». С другой стороны, шлепок со словами «нельзя» и объяснением, почему "нельзя, гораздо лучше донесет до ребенка мысль о том, что он никогда не должен этого делать.

Однако и шлепки уже не имеют смысла с определённого возраста, как только ребёнок начинает подрастать, подобная мера уже недопустима.

Чем старше становится ребенок, тем физическое воздействие на него начинает приносить все больший вред. Если родитель раз за разом шлёпает ребёнка за одну и ту же провинность, значит, воспитание зашло в тупик. А упорствуя, можно зайти далеко. Мама, которая гоняется за сыном с ремнем по всей квартире, выглядит глупо. Ещё хуже, когда он пытается дать сдачи. Если ребёнок воспринимает наказание как игру «а ну-ка догони», маме нельзя выставлять себя на посмешище, ввязываться в борьбу. Надо искать другие методы воздействия.

Однако мнение о том, что физические наказания, не смотря на вред, который они приносят, весьма эффективны, распространено достаточно сильно :"Выпорешь, и ребенок на время как шелковый", « И меня в детстве били, и ничего страшного, вырос». Возможно это и так, но беда в том, что "ребенок становится шелковым" только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока он боится.

Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться. Сначала они привыкают к шлепку, потом к подзатыльникам, затем к ремню. Встает вопрос: «Что делать дальше?». Часто от родителей можно услышать такую фразу: «Совсем обнаглел, ничего не боится». А чего, скажите бояться, если он с детства приучен к ремню.

На самом деле, физические наказания на детей со здоровой психикой со временем перестают действовать. Почему? Потому что такой вид наказания основывается на страхе. «Ты нашкодил, я тебя ударил, и ты будешь бояться так в дальнейшем поступать». В первый раз это может сработать. Во второй-третий — тоже. Но если наказания такого рода продолжаются достаточно долго, то они уже не имеют никакого эффекта.

Вот пример из моей школьной практики. Однажды пятиклассник пришел ко мне и говорит: «Меня папа бьет, я так его боюсь». А уже в седьмом классе тот же ребенок заявляет: «Да успокойтесь! Ну, подумаешь, еще раз стукнет…» То есть эта кнопка достаточно быстро перестает срабатывать. Ты что-то натворил, тебя ударили. Чему тебя это научило? Да ничему. Только одному — проблемы можно решать силой. Взрослый тебя ударил, потому что он больше и сильнее. Значит, ты должен искать слабого и отыгрываться на нем. И, в конце концов, этот метод перестаёт быть эффективным. «Можешь бить меня, я всё равно не буду ничего делать».

Каждый по себе знает, что когда тебя бьют, никакого раскаяния, а тем более осознания своего поступка, не испытываешь, скорее, наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое.

Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Многие дети в этих случаях находят различные пути адаптации к таким условиям поведения родителей, например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее или младше — младших детях, животных.

Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения.

Нет более нелогичной картины, чем мама, шлёпающая своего ребёнка со словами «Драться нехорошо!». Маловероятно, что сын может понять, что агрессия не есть лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются родители, пытаясь доказать ребёнку его неправоту или добиваясь послушания.

Если мама или папа дома наказывают и бьют ребенка, то он очень сильно дерется в детском коллективе, в садике, школе. Ведь ему нужно не только выплеснуть агрессию, но и поднять собственную самооценку: «Я не такой уж и слабый». Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, могут перестать уважать старших.

Дети со слабой нервной системой - боязливыми, вялыми, нерешительными, у них возникает отчужденность в отношениях с родителями, могут испытывать чувство мести, страха.

Особенно опасно физически наказывать ребенка в переходном возрасте, когда формируется его личность. В этот период он обостренно реагирует на критику и порицания. Он чувствует себя неуверенно, потому что пока еще не имеет прочного положения в обществе. Физические наказания в этом возрасте наносят огромную травму и могут привести к непредсказуемым последствиям (уходу в плохую компанию и даже к суициду).

Специалисты, кстати, установили, что у самых отпетых двоечников, как правило, очень агрессивные родители. Когда их вызывают в школу, чтобы обсудить успеваемость их чада, они громко возмущаются, кричат и обещают «как следует всыпать этому негодяю», и они не оставляют такое обещание невыполненным. Школьников дома наказывают за «двойки», порой весьма сурово, но они почему-то не перестают от этого быть двоечниками!

Все дело в том, что процесс учебы не имеет для этих детей никакого смысла, никакой ценности. Плохая оценка неприятна для ребенка лишь потому, что мама опять накажет. Поэтому все усилия будут направлены на поиск решения того, как избежать наказания. Можно спрятать дневник, сжечь классный журнал, попробовать куда-нибудь спрятаться от разгневанных родителей. Но к учебе все это не имеет никакого отношения!

Кстати, когда в 2007 году в России проводился социологический опрос в школах, то почти половина из трех тысяч опрошенных социологами учеников на вопрос "Будешь ли ты бить своего ребенка?" ответили утвердительно. Возможно, они имели в виду лишь наказание время от времени. Вот только исключения эти очень часто становятся правилами в будущей взрослой жизни. Как видите, результаты опроса получились печальные.