12 августа традиционный, законный День строителя. Но поздравлять их с успехами не хочется. Возможно, «наше время»–это только необходимый «шаг назад», после которого последуют «два шага вперёд»… И тем не менее! Вернулось понятие «двора-колодца». «Пещерное» понимание слова «дом». Мучительно умирает градостроительная наука. Воцаряется дремучий дореволюционный «Шанхай» или «Нью-Йорк»… Словом, мотивов и причин много. Но мы остановимся только на одной. В газете «Районы. Кварталы»–говорящее название и вполне определенно указывающее на компетентность в области строительства её сотрудников-журналистов. Однако, в номере 9 (май 2018) напечатана статья под названием «Лахта -Центр готовится принять петербуржцев».
И в середине можно прочитать следующую инсинуацию: «… Лахта Центр станет, без сомнения, одним из самых посещаемых мест Петербурга. И ещё одной туристической жемчужиной. В этой связи даже неловко вспоминать прогнозы некоторых общественников, протестовавших в своё время против строительства Газпромовского Центра на Охте. Одним из их аргументов было, что «Охта-центр» будет дворцом для газпромовского руководства, чтобы оно высокомерно взирало на простых людей с заоблачной высоты… И ведь многих они тогда убедили…» То есть, можно понять, что автор тяжело сожалеет, что Лахта Центр возник на периферии нашего города, а не в самом его сердце? Если так, то это абсолютное непонимание глобальных градостроительных принципов, на которых построен, стоял, стоит и, надеемся, стоять будет Санкт-Петербург. Аргументов против возведения на Охте Охта-центра было много.
Это–и разрушение существующей транспортной инфраструктуры, физическая переделка которой в должной мере и в данном месте просто практически невозможна! Город встал бы здесь в пробке на века. Но и это даже не главное. А главное – что по визуальной, «весовой» характеристике он «раздавил» бы все наши классические панорамы и развёртки по невским берегам, безбедно просуществовавшие 300 лет! Говорить, что строительство – самая мирная профессия, это, мягко говоря, не точно. Строительством можно таких бед понаделать, что не нужно никаких атомных бомб! Мы считаем, что редакция газеты должна извиниться перед теми, как она называет, «некоторыми общественниками», которые протестовали против строительства «газоскрёба» на Охте! Во-первых, потому, что проявила вопиющую некомпетентность во взгляде на градостроительную практику. Не посоветовалась со специалистами.
Нам приходится требовать этих извинений по двум причинам. Во-первых, потому, что группа архитекторов предлагала построить практически на этом месте 120-метровую зеркальную призму, которая, собственно, и была затем выдана в качестве проектного задания. Призма была призвана стать архитектурным памятником Александру Невскому. Так как с её высоты в хорошую погоду можно было увидеть всю Неву от истока до устья. В том числе, и место впадения в Неву реки Ижора. Где, собственно, и произошла знаменитая битва… Ваш покорный слуга даже предлагал возвести перед ней не построенную Растрелли 160-метровую колокольню Смольного собора. Чтобы с разных концов города читался силуэт именно колокольни, а не призмы.
Что касается выбора нынешнего места, то вспомним эпизод у Румянцевского сада. При случайной встрече с Н. Явейном на улице мы высказали ему идею о том, что прекрасным местом могла бы быть Лахта. Он, будучи противником любых небоскрёбов в нашем городе, громогласно прокричал, что где «Г» ни поставь, везде оно останется «Г» (сокращение авторское). И, по-моему, сильно ошибся! Панорама города, открывающаяся на выходе из метро Новокрестовская, была бы не уравновешена, не появись по правую руку небоскрёб. Наверное, больше небоскрёбов в городе не надо. Достаточно этого. Который , мы считаем, вписался необыкновенно удачно.
МЕЛЬНИКОВ ВСЕВОЛОД,
архитектор