В предыдущих статьях мы проанализировали общие вопросы отказа в проведении операции по банковскому счету, а также порядок оспаривания действий кредитной организации через межведомственную комиссию при ЦБ РФ, плюсы и минусы указанной процедуры. В настоящей статье мы более подробно узнаем о правовых основаниях, при наличии которых банк вправе не проводить операцию по счету.
В законе №115-Фз содержится положение, согласно которому отказ в проведении операции по антиотмывочным основаниям возможен в случае непредставления документов, необходимых для фиксации информации, а также, если имеются подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Разберемся, какие документы может затребовать банк для фиксации информации, непредставление которых влечет отказ в проведении операции? В законе №115-Фз перечень таких документов не установлен.
Таким образом, поскольку законодатель не определил конкретный перечень документов, который вправе затребовать банк у клиента в рамках реализации антиотмывочного законодательства, то фактически кредитные организации получили полную свободу действий при определении такого перечня и ничем не ограниченное право затребовать у клиента любой документ, который сочтет необходимым банк. С точки зрения законодателя и правоприменителя банк обладает свободой усмотрения при истребовании документов у клиента. При этом затребовав первый транш документов, кредитная организация вполне может остаться неудовлетворенной и попросить дополнительные доказательства.
Второе основание, при наличии которого банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции касается тех случаев, когда в результате реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Какие критерии позволяет банку сделать вывод о том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма? К таким критериям относится следющее:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи;
- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Список вышеуказанный критериев является отнюдь не исчерпывающим. Поскольку в приложении к Положению Банка России N 375-П приведен дополнительный перечень критериев, который состоит более чем из 100 пунктов. И даже при таком расширенном перечне законодатель оставляет банкам маневр, указав на возможность выявления последними иных признаков и подозрений, свидетельствующих о возможном осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма. Кроме того банк России регулярно издает правовые акты, в которых указывает на то, какие признаки могут свидетельствовать об антиотмывочном характере действий клиента. В последнее время такие документы все чаще касаются сферы исполнения обязанностей в области налоговых отношений.