Когда-то в далёком детстве я был счастливым обладателем своего собственного компьютера. Самого настоящего. Это сейчас иметь свой ноутбук и кучу умных гаджетов – обычное явление даже для дошкольников. В те же времена это было даже не просто круто. Это было мегакруто. А я был тем самым мегакрутым счастливчиком.
Среди примитивных двухмерных игрушек была на диске моего электронного друга одна игра. Нынче такую способен написать даже непутёвый школьник. Но тогда она казалась мне шедевром. Я мог сидеть над ней часами.
Это была текстовая программа, дававшая любому желающему возможность ощутить себя монархом. Правителем небольшого аграрного государства, расположенного где-то в средневековой Европе. Всё в этой стране было для полного счастья: и плодородные земли, и трудолюбивые крестьяне. Задачи у главы страны были просты. Всего-то и требовалось, что расширять владения и не допускать голода. Если бы не завистливые и не особенно дружелюбные соседи, эпидемии чумы и холеры, да периодические нашествия крыс и саранчи, жили бы все граждане долго и счастливо, прославляя своего короля.
И вот, давалась в моё распоряжение целая страна. А я ею управлял. Как мог. Умная машина по непонятному мне тогда алгоритму выдавал простые вопросы. «Сколько желаете купить или продать земли?» «Сколько продать зерна?» «На королевство напали. Нужны ли наёмники?» Я отвечал так, как мне казалось правильным. А после каждого ответа на мониторе был виден итог очередного года моего правления. Я читал о том, как изменилось количество людей, что стало с площадью владений, не случилось ли восстаний.
Примитивно? Не скажите. Вот я решал быть хорошим и добрым и оставлял своим подданным побольше зерна. Пускай, мол, питаются хорошо. А они от такого раздолья за год увеличивали население страны так, что всем становилось невыносимо тесно. А через год наступал голод. Зерно-то всё съели, сажать нечего. И меня свергали с трона.
Или я продавал почти всё зерно, оставив минимум, необходимый людям для выживания. А случался неурожай. Или нашествие крыс. Или что-то ещё. И я опять лишался трона.
Или всё было прекрасно и замечательно, а потом на каком-то году правления на моё королевство нападали соседи. И я решал нанять легионеров, чтобы не только своих крестьян на верную смерть отправлять. А наёмники меня неожиданно предавали.
Были, конечно, и удачные сценарии. Я мог править не один десяток лет, превратить своё крохотное королевство в большое процветающее государство. Но каких же трудов мне это стоило!
Тогда-то, в свои десять лет, я и понял, как тяжела доля монарха, да и просто любого правителя. Это ж как надо умело и аккуратно лавировать среди множества различных факторов, чтобы все были довольны и счастливы! Незавидная участь.
***
И вот, спустя тридцать пять лет после принятия для себя решения, что никогда и ни за что не захотел бы править каким-либо государством, я оказался у руля целой страны. Слишком долго было бы описывать в подробностях, как это всё произошло. Постараюсь рассказать кратко.
На тот момент я возглавлял процветающую корпорацию, занимающуюся производством электроники. Да-да, детская любовь к компьютерам не прошла бесследно. А управленческих навыков я набрался в одном весьма престижном университете. Планировать же финансовые потоки и вовремя заключать выгодные контракты мне помогала, по большей части, отлично развитая интуиция. Ну и с персоналом мне тоже очень повезло, тут ничего не скажешь.
Моя компания была моим любимым детищем. Смыслом жизни. Я предусмотрел всё. Всё, кроме самого главного. Я не учёл особенностей страны, где основал своё дело.
Поначалу всё было прекрасно. Ну да, налоги немалые, преступность, коррупция. Зато сколько квалифицированных кадров! Какие мозги! Да и просто мне нравился климат того государства. А ещё это был рай для таких, как я. Для некурящих. Удивительно, но у них почти никто не курил, если сравнивать с населением в других странах, особенно с моей родиной. С пьянством, конечно, были проблемы, но меня они почти не касались. На меня работали только по-настоящему порядочные и культурные люди, профессионалы своего дела. На каждой ступеньке, в каждом уголке моей немаленькой корпорации был идеальный порядок. Все механизмы, как управленческие, так и производственные, работали получше любых швейцарских часов.
А потом случилось то, чего я не ожидал. Не учёл. Не предсказал.
***
Государство распалось. На кусочки. На части. На несколько отдельных маленьких стран, желавших ни от кого и ни от чего не зависеть. Форс-мажор. Неучтённый фактор.
Теперь моя корпорация оказалась не в средних размеров стране, где всё стабильно и, как казалось, вполне предсказуемо, а в крохотном государстве, едва заметном на политической карте мира. Рядом теснились страны-соседи, не все из которых выглядели дружелюбно.
Политическая неопределённость. Экономическая нестабильность.
Практически в одночасье будущее, которое ещё совсем недавно рисовалось мне радужным и безоблачным, стало туманным и не предвещающим никаких светлых перспектив.
Разумеется, это стало для меня настоящим ударом. Я испытывал смесь разных чувств: разочарования от несбывшихся надежд, гнева и негодования в адрес правительства, которое допустило распад своего государства, щемящего ощущения безысходности, тревоги за будущее, тягот непомерной ответственности за тех, кто на меня работал, горечи и обиды на судьбу. Но долгий путь по выстраиванию бизнеса закалил, всё-таки, мой характер, поэтому я, наконец, смирился и стал думать о том, как выйти из положения с минимальными потерями.
Мне предстояло решить, куда и как перенести свою компанию. Осложнялся поиск решения тем, что в той стране, которая образовалась после распада, и в которой я волею судьбы решился основать своё дело, всё никак не удавалось сформировать правительство. По сути, там не было власти, с которой можно было бы оговорить детали моего переезда. Ведь закрыть целую корпорацию на одном месте и переместить в другое – дело долгое и не такое простое, как может показаться некоторым.
***
Так я и ломал голову над своими проблемами, когда ко мне пришли люди. Делегация моих сотрудников. Их было несколько сотен человек. Все они собрались под окнами моего офиса, отправив нескольких активистов в мой кабинет. Предложение их было беспрецедентным. По крайней мере, так мне на тот момент показалось. Они предлагали мне стать президентом. Главой государства. Нового молодого государства.
Бывают градообразующие предприятия. Моё в свежеобразовавшейся стране оказалось странообразующим. Так что предложение встать у руля было не таким уж нелепым. В конце концов, если ты умеешь руководить, не всё ли равно, чем: огромной корпорацией или крохотным государством?
***
Нет, я согласился не сразу. Я понимал, что не хочу такой ответственности. Я желал лишь поскорее покинуть эту страну и восстановить свой бизнес на новом месте.
Но в итоге я пошёл на это. Стал президентом. Но уже не президентом своей компании, а главой государства.
«Почему нет? Почему не попробовать? — думал я про себя. — Если люди в меня верят, значит должен быть шанс. Тем более, так или иначе, а жизнь всех граждан здесь связана с моим детищем. Я уже являюсь для них значимой персоной».
Возможно, это было эдаким проявлением гордыни, синдромом всемогущего бога. А может, в ту секунду, когда я говорил своё «да», у меня на мгновение отключился не только мозг, но и интуиция. Я не знаю. Не могу сейчас объяснить. Почему-то я поверил в то, что смогу.
А ещё мне, конечно же, было жалко свою компанию.
До сих пор не могу себя простить за это. Впрочем, кто знает, как бы всё сложилось, если бы я отказался?
***
Итак, что же я получил?
Мне досталось довольно крохотное государство, некогда бывшее частью не слишком большой страны. По соседству расположились похожие. Некоторые из них вскоре примкнули к более сильным и большим «собратьям» или покровителям. Разумеется, некоторые крупные страны были не прочь принять свежеобразованные страны в свой состав в том или ином виде. Конечно же, они готовы были использовать для этого самые разнообразные методы. Но основным рычагом влияния были деньги. Таким образом, моя (теперь я уже мог называть её так) страна находилась под угрозой. Да, я не исключал возможность даже военного переворота силами других государств.
Впрочем, поскольку моя корпорация волею мироздания оказалась поистине странообразующей и приносившей львиную долю денег в государственный бюджет, поскольку многие граждане, тем или иным образом, были связаны с деятельностью моей компании, я имел поддержку. Большая часть населения искренне выступала за то, чтобы именно я возглавлял страну. Это давало мне ряд преимуществ, особенно на старте. Люди в меня верили.
Как и в любой, наверное, стране, имелись свои серьёзные проблемы. Среди них, конечно, коррупция и организованная преступность. От меня ждали каких то шагов в борьбе с ними.
Были и специфические моменты. Одним из крупных бюджетообразующих направлений бизнеса был алкогольный. За счёт производства и продажи спиртного на внешнем и внутреннем рынке в казну поступали немалые средства. Это было несомненным плюсом. Но была у этой медали и оборотная сторона. Наше государство стало одним из мировых лидеров по употреблению алкоголя на душу населения. Это, в свою очередь, влекло за собой череду экономических и социальных проблем. И все эти проблемы нужно было как-то устранять. А главное – необходимо было что-то делать с причиной.
Разумеется, у меня были конкуренты. Политические противники. Оппозиция. Естественно, они есть у любого президента. Вот только размеры государства и специфика его образования наложили свой отпечаток. Моим оппонентам принадлежало чуть более половины информационных каналов. Казалось бы, что значат какие-то двадцать процентов разницы, когда речь идёт о влиянии на СМИ? Увы, эти проценты играли огромную роль.
Оппозиционеры отслеживали всё. Как только я что-то делал, принимал какое-то решение, они тотчас освещали его в удобном для себя ракурсе. Например, я решил официально удлинить рабочий день. Да, в современном мире это звучит дико, но я исходил из реалий. После распада прежнего государства некоторые граждане новой страны лишились работы. Их рабочие места оказались заграницей. Естественно, на фоне политической нестабильности поползла вверх инфляция. Жизнь стала дороже, сложнее и менее предсказуемой. А зарплаты остались на прежнем уровне. Поднять их было проблематично. Но я нашёл способ хоть как-то облегчить жизнь многим наёмным работникам.
Отметив, что в новой обстановке многим приходится фактически работать бесплатно, оставаясь на лишний час сверхурочно или приходя в выходные, я попытался это узаконить. «Раз уж людям приходится работать больше, чем написано в договорах, — думал я, — почему бы не заставить работодателей этот труд оплачивать?» Так я предложил увеличить количество рабочих часов в неделе. И что же из этого вышло? Поначалу всё было хорошо. А потом подключились средства массовой информации. Они денно и нощно рассказывали о том, что людей возвращают в период рабства. В обществе поднялась волна протестов. Против всей этой затеи стали выступать даже те, кому она явно пошла на пользу.
А ещё, само собой, ходило немало споров о том, правомерно ли это и допустимо ли, чтобы президент владел крупнейшим в стране предприятием.
Такая вот мне досталась страна. Тогда-то я не раз вспомнил, как сидел в детстве перед монитором, пытаясь стать идеальным правителем своего королевства. Только теперь всё было серьёзнее и сложнее. И решений приходилось принимать в разы больше, чем когда всё зависело лишь от количества купленных или проданных земель, зерна и правильного распределения людей в случае нападения неприятеля.
Меж тем, у руля мне предстояло стоять ни много ни мало целых четыре года.
***
Справился ли я? Сложный вопрос. Легко ли быть богом? Править страной, пожалуй, ещё сложнее. У богов, по крайней мере, больше возможностей. А ещё они всегда правы. Что бы там ни делали.
Коррупция? Будучи главой компании, я не раз посылал проклятия в адрес системы. И вот, у меня был шанс что-то в этой системе изменить. Вышло ли? Нет. За четыре года я так и не смог. Пока есть власть и деньги, есть и власть денег. Можно минимизировать. Но возможно ли искоренить? Общество должно контролировать власть? Все попытки создать общественный контроль сошли на нет. Как только формировалась группа людей, которые должны были что-то контролировать, в этой группе появлялись ростки той самой коррупции. Может быть, просто нужно чуть больше времени?
У меня вышло лишь выявить масштаб проблемы. Решения пока нет.
Алкоголь? Зарубить то, что приносит столько денег в бюджет? Нет. Здесь могло бы быть проще, если бы удалось взять эту отрасль под государственный контроль. Увы, в крохотной стране нет таких денег, а просто так никто не откажется от своего бизнеса. Да, ситуация чуть улучшилась. Жизнь стала стабильнее. Пить стали меньше и культурнее. Но мы всё ещё впереди планеты. Радует то, что в плане искоренения подросткового пьянства я оказался более успешен. Здесь, всё-таки рычагов больше. В конце концов, никто не хочет, чтобы его дети могли свободно приобретать алкоголь. В небольшом государстве любой случай нарушения в этой сфере легко вызывал общественный резонанс. Продавать спиртное детям стало себе дороже.
Социальная политика? Финансовая стабильность? Тут мне было проще. В конце концов, основные денежные средства поступали в бюджет лишь благодаря тому, что существовала моя компания. Да, она всём ещё принадлежит мне. И да, она всё ещё здравствует и существует.
СМИ? Вот здесь всё оказалось не особо сложно. Качество, как известно, часто важнее количества. А я умею находить профессионалов. Так что преимущество в двадцать процентов карт-бланш оппозиции не дало.
Можно бы перечислить много хорошего и много бесполезного, сделанного мною за четыре годы. Но я не стану. В конце концов, об этом лучше спросить тех, кто меня выбрал.
Кем бы ты ни был, обычным человеком или главой государства, улучшая жизнь одним, ты ухудшаешь её другим. Можно лишь найти временный баланс. Пока он найден. А дальше всё покажет время.
Главным своим достижением я считаю то, что мне удалось сохранить независимость моего крохотного государства. А ведь именно к этому его жители изначально и стремились. Значит, я справился.
***
За четыре года я успел привыкнуть к обращению «мистер президент». А привыкнешь ли к этому ты?
Покупай новую игру «Мистер президент»! Попробуй свои силы в управлении маленькой, но независимой европейской страной. Всего 60$ за возможность ощутить себя президентом!
Релиз намечен на начало следующего года, и только у тебя, как у одного из преданных жителей виртуального мира, есть шанс ощутить себя президентом уже сейчас! Не об этом ли ты мечтал в детстве?
Каждый уходящий во власть кладёт на себя тяжесть постоянного риска не оправдать надежды. Только не надо саркастично улыбаться и закатывать глаза. Ведь сегодня у руля встанешь ты. Если, конечно, приобретёшь нашу игру на сайте www.preзident.сom
Всего три клика – и ты президент!
Мечты сбываются.
Но сможешь ли ты с ними справиться?