Несколько лет назад в одной из компаний, где я работала, был директор. А у него – личный секретарь N., которая имела свой рецепт противодействия нытикам. Как только такой персонаж появлялся на ее пороге разговор она начинала со слов: «А я сегодня на позитиве!» Эта фраза сразу задавала нужный тон беседы и избавляла N. от многочасовых душеизлияний. Профилактика, как говорится, лучше лечения.
Я давно не работаю с О., но фразу «на позитиве» вспоминаю часто. Как одну из универсальных и осознанных защит. Впрочем, она же может быть и неосознанной. В критических ситуациях за смехом могут стоять либо сильная боль, либо страх. Такой, как, например, на видео пассажиров самолета, попавшего в зону турбулентности. Авиалайнер колбасило около часа. Люди сидели в оцепенении. И только двое парней, которые снимали видео, все 40 минут как ненормальные ржали. Позитив часто окружает нас защитной пленкой и в повседневной жизни. Тут отшутилась, там улыбнулась и бочком-бочком съехала с темы. А для профессии PR, где многое строится на связях и отношениях такой формат общения вообще считается нормой. Улыбаться там, где хочется провалиться сквозь землю или вовсе дать по роже.
Иногда показной позитив – заказ общества. Иногда – это установка, перенятая от родителей. «Вот если бы улыбалась чаще, цены бы тебе не было», – слышит ребенок и играет в угоду им роль массовика-затейника. «Ты такая серьезная – подойти страшно», – слышит девочка-подросток от незадачливого ухажера и понимает: чтобы нравиться мужчинам нужно быть душой компании, всегда на позитиве. И тащит с собой этот позитив, как чемодан без ручки, во все отношения и все ситуации без разбора, от конфетно-букетных до профессиональных.
Первые годы работы я сама следовала заветам Ильича и изо всех сил демонстрировала дружелюбие и позитив. Стараясь походить на тех, кто может стать душой незнакомой компании с порога, чьи улыбки и смех привлекают окружающих. Получалось неплохо, но местами фальшиво. В какой-то мере я насиловала себя позитивом пока в итоге не нашла собственный стиль работы и общения. Свою профессиональную и личную позицию.
Для начала приняла тот факт, что я интроверт со всеми вытекающими и проще не буду. Мне нравится быть сложной и свою природу я насиловать не хочу. Что улыбка по поводу и без – признак либо идиотизма, либо лицемерия. Что установка всегда быть душой компании очень мешает быть адекватной ситуации и говорить «нет» там, где вообще стоило бы сказать «иди на **й». Что хорошие личные и деловые отношения не имеют ничего общего с благостной миной при плохой игре. И вообще «лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью» (Ф.Г. Раневская).
Впрочем, когда это действительно необходимо и не идет в разрез с моим внутренним состоянием и ценностями я могу заглянуть вглубь себя, и позвать на помощь ту часть, которая всегда на позитиве. Приветливо улыбнуться гостям мероприятия, разрядить обстановку на переговорах, пошутить с друзьями. Понимая, что это всего лишь одна из многих частей. Рядом с ней есть и другие.
Иногда я бываю молчалива и задумчива. Иногда напряжена. Иногда серьезное выражение лица служит отличным защитным механизмом «не подходи – убьет». Абы кто с абы каким вопросом на хромой кобыле уже не подъедет. Экономия слов, времени и душевных ресурсов вместо бестолковой коммуникации колоссальная!
С возрастом я стала реже улыбаться в угоду фотографам. Изображать позитив на заказ. Поэтому делая себе очередные фото, я ценю людей, с которыми комфортно, хорошие эмоции идут от сердца и играть не приходится. С теми, которые могу поймать момент, состояние и нужный кадр. Так, например, было с девочками из Marmalade Sweet, которые делали фото для легкоблога.
Вообще, на позитив сейчас колоссальный спрос в блоггинге и соцсетях. Он льется из каждого утюга. Или инстаграмма. Объединенные общим трендом, большинство фото сплошь на позитиве.
«У соседа новый порш, а я доедаю старый борщ». И тут уж публика, если не прокомментирует (завидуешь – завидуй молча), так уж точно подумает: “наворовал на джип или насосала на Bentley”. Что к слову, тоже надо делать на определенном уровне мастерства, включив голову и проявив изобретательность. Чтобы за первое вскоре не посадили, а второе через месяц не отобрали.
Бывает, я завидую тоже, но в последнее время все реже. Потому что знаю, за позитивом всегда есть негатив. Непроявленная сторона инстаграммной ленты, которая у каждого своя. Семейная идиллия у новогодней елки, фото из дальних стран, дорогие машины, гастрономические изыски – у каждого фото своя цена. Каждое оплачено. Работой на износ, бессонными ночами с детьми, кардинальными переменами или, напротив, терпением и компромиссами.
Никто не снимает семейные ссоры. Селфи в гневе, когда ну просто прибить готова. «Смотрите, как виртуозно мой муж уворачивается от тарелки, летящей ему в голову». Не делает инстаграмм story бессонными ночами с грудным ребенком. «Вот это мы уже третий месяц бьемся в истерике потому что у нас режутся зубы». Мы не спешим постить заплаканные smoky eyes после встречи с психотерапевтом. Запечатлеть унитаз – лицо хозяйки, который еще в начале недели обещали себе помыть. Или полуфабрикаты вместо домашней еды, которые зарекались больше не покупать. Первые морщины. Мешки под глазами. Фото «до», за которым не следует отретушированное «после».
Изнанка жизни никуда не ушла. Мир, в котором мы живем, очень выматывает. Мы выдыхаемся. Болеем. Расстраиваемся. Устаем. От серых будней, ежедневной рутины, больших и грандиозных планов. И помимо позитива испытываем целую гамму самых разных, отнюдь не радужных чувств и эмоций.
Психолог Елена Пастернак говорит: «бесполезно объяснять, что у людей нет пульта, которым можно выключить злость, грусть, усталость и отчаяние. Их можно только подавить, выдать им дудки и научить пританцовывать под веселые кричалки: «грусти нет-нет-нет! Позитиву да-да-да!»
Мы не можем всегда быть позитивными. Даже самые сильные люди переживают отчаяние, горе и грусть, отдаляются от решения проблем. Можно сколько угодно им говорить: «не ной, смотри позитивнее, решай, беги, побеждай» – все это не приведет к желаемому результату».
К результату, как ни парадоксально, приводят те самые чувства, которые кажутся неуместными и разрушительными. То есть негатив. Тот самый, который про то, чтобы сдаться и расписаться в собственной беспомощности. Признать: «я сделала все, что смогла, и все равно не смогла». Дать выход ярости, гневу, грусти, слезам. Попросить поддержки. Той, которая именно сейчас мне нужна и там, где ее могут дать. Иногда не бояться быть слабой, неудобной, и совсем не позитивной. Потому что именно негатив, если дать ему место и время, служит проявлением чего-то невероятно оптимистичного, растущего из глубин нашего сердца.
Впрочем, яркие фото, пропущенные через пару-тройку фильтров, в инстаграмм я все же размещать буду. Потому что люблю позитив, а негатив и так в нашем неоднозначном мире будет. Потому что кровь, пот и слезы, показанные крупным планом в утренних новостях, зрителей хоть и привлекают, но не вдохновляют и на новые свершения не мотивируют. Не за чем множить скорбь, ее и так хватает. Об этом тоже важно помнить.
Как и о том, что у позитивной онлайн ленты, которая уходит прокруткой вниз и затем отправляется в архив страны сказочных принцесс и розовых единорогов, всегда есть негатив. Даже в тех краях, где «нет нытиков» и все у всех, казалось бы, на позитиве. Позитиве рафинированном, возведенном в культ, приторном до тошноты и оскомины на зубах. Избыток которого в разы хуже непопулярного, но всегда правдивого негатива.
Яна Минина, психолог, автор блога "Легкость бытия"
Харизматичные образы от турецкого иллюстратора Мустафы Сойдана (Mustafa Soydan)