Найти тему
Эффект Макгаффина

Рецензия на фильм “Не волнуйся, он далеко не уйдёт”: И смех, и слёзы

Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"
Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"

Уровень спойлеров: низкий | Рейтинг: 5/5 | 18+

Жизнеутверждающая мелодрама от Гаса Ван Сента, в которой режиссёр открывает в себе Бога, а Хоакин Феникс при помощи остроумных карикатур и почти библейского всепрощения лечится от алкогольной зависимости.

Джон Каллахан (Хоакин Феникс) - страдающий от алкогольной зависимости инвалид-колясочник, от которого в детстве отказалась мать. Но через несколько лет он станет знаменитым на всю страну художником-карикатуристом, работы которого, наполненные едким юмором и остроумной сатирой, будут публиковаться во многих известных изданиях. А пока этого не произошло, он проводит свою жизнь, не выпуская из рук бутылки. До тех пока не попадает в аварию, которая окончательно лишает его возможности двигаться. Иной человек (или вернее иной герой фильмов Ван Сента) наверняка принялся бы и дальше разрушать свою жизнь, но Джон берёт себя в руки, находит новых друзей, смысл жизни и собственный путь к всепрощению.

Во время просмотра “Не волнуйся, он далеко не уйдёт” на Берлинском кинофестивале, кажется, никто из сидевших в зале зрителей не мог себе представить, что Гас Ван Сент, до этого снявший провалившиеся везде фильмы “Земля обетованная” и “Море деревьев” (на самом деле вполне сносное высказывание о поисках причин для жизни), снимет один из самых жизнеутверждающих и ярких фильмов этого года. В истории о безнадёжном пропойце, которого играет Хоакин Феникс, не так просто это разглядеть, ведь история рассказывается с конца и никаких особых сюрпризов в себе не несёт. Что вполне логично, “Не волнуйся, он далеко не уйдёт” кино другого толка.

Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"
Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"

Вместо каких-либо крутых поворотов здесь обволакивающая атмосфера и невероятно светлый Хоакин Феникс, окружённый другими талантливыми актёрами вроде Руни Мары (играет волонтёра-медсестру Анну), обаятельного Джоны Хилла (руководитель клуба анонимных алкоголиков Донни) или совсем эпизодического, но не менее важного для фильма Джека Блэка (собутыльник главного героя с поломанной судьбой по имени Декстер). Все они возникают перед зрителем постепенно, так или иначе олицетворяя определённую часть жизни, с которой герой пытается примириться: Декстер - прошлый гедонический образ жизни героя, Донни - алкогольную зависимость и тотальное разочарование от собственной жизни, а Анну - материнский образ, с которым у Джона особая связь в фильме.

Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"
Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"

Поиски матери вообще можно назвать одной из движущих сил фильма, так как именно с него начинается путь героя к принятию себя. Но создатели, к счастью, избегает стереотипных сцен. Всё, что видит герой - это постоянно ускользающий образ, который в итоге появится на несколько секунд в кадре, чтобы Джон (и сам режиссёр-рассказчик в его лице) обрёл Бога и простил себя за все происходящие в его жизни неприятности. Однако фильм не становится после этой сцены сказкой, как можно было бы предположить. Герой волшебным образом не встаёт на ноги и не прощается легко с алкоголем. Но что точно меняется, так это отношения героя к себе и окружающим, а также его уверенная беспечность, позволяющие ему вернуться к любимому с детства рисованию.

Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"
Кадр из фильма "Не волнуйся, он далеко не уйдёт"

Гас Ван Сент вместе со своим героем рассуждает о том, что лучший способ бороться со своими пороками - это помириться с ними. Жизнь можно пройти пешком или проехать на моторизированном инвалидном кресле. Важно лишь то, как ты это сделаешь, посадишь ли на коленки красавицу-подружку или в порыве абстиненции будешь пытаться открыть бутылку виски ртом. Ведь в конце концов, Джон с улыбкой принимает и свою инвалидность, и зависимость и талант рисовать ненавистные многим, но весьма остроумные карикатуры.

Довольно часто жизнь подбрасывает режиссёрам и сценаристам материал для фильмов. Как это было в случае со сценарием этого фильма, в основе которого автобиографическая книга Каллахана. Однако, если фильм Ван Сента вас не вдохновил или же вам просто захочется добавки, то я могу порекомендовать вам ещё три похожих фильма:

1) “Игры разума” (2001), Рон Ховард. Рассел Кроу играет нобелевского лауреата по математике Джона Форбса Нэша, который отчаянно борется с наступающей у него шизофренией. Болезнь появляется внезапно и почти до самого конца зритель не может понять реальны ли галлюцинации героя или нет. Это расстройство мешает учёному заниматься своими исследованием в области теории игр, но он всё же учится жить с этой болезнью и принимает себя таким, как есть.

2) “Рэй” (2004), Тейлор Хэкфорд. Биографический фильм о жизни известного темнокожего американского певца Рэя Чарльза, за который Джейми Фокс получил свой заветный Оскар. История примечательна не только тем, что все главные роли исполнены афроамериканцами, но и тем, что Чарльз был с детства слепым. Несмотря на свой недуг, он однако выучил ноты и по уши влюбился в музыку, что позволило ему преодолеть насмешки окружающих и катастрофически бедное детство. К слову, Джейми Фокс сам исполняет все музыкальные номера в фильме.

3) “Король говорит!” (2010), Том Хупер. Ещё одна реальная история, в которой Колин Фёрт герцога, готовящегося стать королём Англии Георгом VI. Есть только одна проблема, у героя ужасное нервное заикание, которое мешает ему как-либо адекватно коммуницировать с окружающими. На помощь приходит неортодоксальный логопед, который помогает будущему королю Англии (между прочим отцу Елизаветы II) избавиться от дефектов речи и полюбить себя. Кстати, Колин Фёрт в итоге получил за свою роль Оскар и Золотой глобус.

В России, к сожалению, работы Джона Каллахана никогда не пользовались популярностью. Если о них вообще кто-то слышал. Поэтому я решил исправить это недоразумение и выложить здесь несколько наиболее забавных работа этого художника.

Подпись: "Бездомные, убирайтесь домой"
Подпись: "Бездомные, убирайтесь домой"
Подпись: ""НЕТ" означает..."
Подпись: ""НЕТ" означает..."
Подпись: "Прекратите во всём винить своих родителей"
Подпись: "Прекратите во всём винить своих родителей"