Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.
Последний ренессанс боевых гидросамолетов состоялся в конце 40–50-х гг. Между вооруженными силами США в это время разгорелся конфликт. Флот, с его традициями, престижем и, что греха таить, немалым бюджетом, не желал уступать каким-то ВВС, которые и созданы-то были только в 1947 году!
Но в руках бывшего «Воздушного корпуса Армии США» был козырь — атомная бомба. Она буквально очаровала американских политиков. Зачем нам большая армия и обычные вооружения, если можно взять, да бабахнуть? Ну а единственным средством доставки бомб были самолеты. Да, флот попытался «поселить» на палубу авианосцев патрульные самолеты P2V «Neptune», но эти медлительные здоровяки имели мало шансов достичь цели. Была попытка построить авианосцы побольше (типа «United States»), но власти их«зарезали», поверив обещаниям ВВС, что новые бомбардировщики B-36 лучше.
И тогда появилась смелая идея: а давайте сделаем гидросамолет, все еще проходящий по морскому ведомству, но и не ограниченный в габаритах. Так в 1949 году родилась концепция «Seaplane Striking Force». В 1952 году фирме Martin был выдан контракт на строительство прототипов, а в 1955 году первый XP6M-1 «Sea Master» («Хозяин морей») совершил полет. Несмотря на потерю двух прототипов, программа развивалась динамично, в 1958 году полетел первый предсерийный, через год — первый из серийного контракта.
«Sea Master» был роскошен: у земли разгонялся до 0,9 Маха (B-52 — только до 0,55), боевой радиус действия достигал 1,5 тысяч километров, были установлены системы дозаправки в воздухе, разработаны разные методы передового базирования (с дозаправкой и вооружением от других самолетов, кораблей или даже подводных лодок). Да и попасть по нему было куда сложнее, чем по сухопутному аэродрому.
Но вскоре программу резко закрыли. Причин было несколько. Во-первых, типичные проблемы гидросамолетов: например, им нужна спокойная водная гладь, а где ее взять в Северном море? Во-вторых, политические проблемы: самолеты приходилось «прикрывать», выдавая их за постановщики мин. Но главной причиной был неожиданный оглушительный успех баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ)«Polaris». ВМС победил. Через десятилетия БРПЛ стали основой американской ядерной триады, а дальние бомбардировщики-гидросамолеты превратились в легенду.
Запуск ракеты Polaris 6 мая 1962 года. Система, утопившая гидробомбардировщики
А что у нас? Был и в СССР свой «Хозяин Морей» — Бе-10. Скромнее, ориентированный на борьбу с морскими целями, но зато несколько лет состоявший на вооружении. Разрабатывался и свой вариант «Seaplane Striking Force». Однако их тоже убила ракетомания.
Дальние бомбардировщики-гидросамолеты так и остались в альтернативной инженерной реальности, вместе с взлетающими из-под воды истребителями, ракетными ранцами и танками на воздушной подушке… И оно понятно, но всё-таки немного жаль!
Читайте также:
Лучший военный распил двадцатого века