Найти тему

Готовимся к началу учебного года

Перед началом учебного года многие думают о покупке учебников, тетрадей и ручек. А ведь не менее важно позаботиться о психологической готовности старшеклассников и первокурсников к началу обучения.

Советы психологов: как сделать начало обучения максимально комфортным.

-2

Юрий Курдин,

медицинский психолог

Первое, что необходимо сделать всем, – это привести перед началом учебного года ритм бодрствования и сна в норму.

Часто за лето старшеклассники и будущие студенты привыкают допоздна гулять с друзьями, смотреть телевизор, общаться в соцсетях и ложиться спать уже за полночь, а просыпаться не раньше десяти часов. Понятно, что в сентябре, начиная ходить на занятия к восьми утра, резко перестроиться трудно, а для организма это дополнительный стресс. Поэтому за пару недель до начала учебного года стоит обсудить данный вопрос с сыном (дочерью) и предложить сдвигать время засыпания и просыпания постепенно, по 15 минут. Так, если ваш ребенок за лето привык засыпать в час ночи, то вначале пару дней нужно потратить на то, чтобы он ложился спать не позже 00.45, потом 00.30 и т. д.

-3

Второе, что актуально для всех первокурсников и старшеклассников, меняющих школу, ведь часто школьники переходят в профильные классы, лицеи, а это и смена коллектива, и новое помещение.

Договоритесь с учебным заведением и за пару дней до начала учебного года посмотрите, где какие занятия будут проходить. Если здания вуза (лицея, колледжа) разбросаны по городу в нескольких местах, то следует изучить, как добираться до них из дома, а также от одного до другого. Причем лучше это сделать не только в Интернете, но и вживую.

Также в учебных заведениях, где собирается новый коллектив, проводят адаптационные мероприятия: от собраний и знакомства с педагогами до выездов всем курсом на пару недель в начале учебного года на адаптационную смену в лагерь, с оздоровительными процедурами и тренингами на сплочение. Так вот, такие мероприятия стоит посетить, ведь это поможет быстрее влиться в коллектив однокашников и познакомиться с преподавателями.

-4

Ну и, наконец, не запугивайте детей страшилками про то, что раньше было легче, а теперь будет все труднее. Да, все мы знаем, что в 10 классе проще, чем в 11, так как теперь ждет ЕГЭ. Понятное дело, в вузе, техникуме или училище никто не будет бегать за студентом; там действует принцип «твой диплом – твои проблемы».

Поверьте: описанные ужасы нового бытия не привьют большей ответственности, максимум, что они сделают, – это вызовут невротическую реакцию у вашего ребенка, которая будет только мешать.

Лучше помогите вашему отпрыску осознать его сильные стороны, которые понадобятся в обучении и адаптации. Приведите примеры того, как сами преодолевали трудности в новом коллективе, становились успешнее, возможно, вам помогло то, что вы конспектировали «скучные» лекции, которые никто не записывал, и это пригодилось не только на экзамене, но и в дальнейшей работе. Придумывать ничего не нужно. Просто расскажите о своем живом опыте и дайте понять, что окажете помощь в любой трудной ситуации.

-5

Елена Лосева,

детский и подростковый психолог

Подготовка старшеклассника и первокурсника отличается.

Старшеклассник выпускного класса находится, с одной стороны, в знакомой среде: одноклассники, учителя, школа – а с другой – в повышенном стрессе, поскольку этот год решающий.

В подготовке важно не перегнуть палку в плане ответственности. Необходимо дать понять, что этот год действительно решающий и от качества работы зависит многое.

Но многое не значит все, это не единственный и последний шанс в жизни.

При неудовлетворительной сдаче экзаменов возникнет много проблем, но они решаемы. В профилактических целях желательно найти эти решения заранее, то есть обсудить все возможные результаты выпускных экзаменов и наметить действия для каждого случая. Тем более что с этого года появилась возможность пересдачи ЕГЭ для многих категорий учеников.

-6

Ключевой момент в ответственности – что теперь почти все будет зависеть исключительно от самого старшеклассника. Ведь родители не смогут здесь подстраховать, прийти и подсказать, надежда только на себя. Однако не стоит ждать немыслимых результатов: если ребенок учился на слабые тройки, он вряд ли окончит год без них – это должны понимать и родители, и сам ученик. Подготовка за один год по всем школьным предметам – за гранью реальности, но наверстать по основным предметам можно многое, при должных усилиях. В этом аспекте важно банальное соблюдение режима труда и отдыха, в некоторых случаях придется сократить, например, компьютерные игры или заменить их прогулками на свежем воздухе, упорядочить график сна. Однако мотивация к обучению, даже в последний год, не может держаться только на роли экзаменов для дальнейшего сценария жизни. Не стоит забывать о приятном, ведь теплые воспоминания о школе зачастую формируются в последние годы обучения.

Разводимая как педагогами, так и родителями истерия и паника, безусловно, негативно сказывается на психическом спокойствии подростков. Завышенная важность выпускных экзаменов переходит из плоскости «сдать – не сдать» в плоскость «жить – не жить», из-за чего ежегодно фиксируются случаи суицидов после экзаменов.
-7

В основе подготовки первокурсника лежит готовность к переменам. Экзамены сданы, предвкушение нового и интересного присутствует. Студенческие годы часто овеяны налетом приключений и романтики. В вузе или колледже вчерашний школьник побывал уже во время подачи заявления, так что о месте его расположения он уже в курсе. В первый учебный день во всех учебных заведениях для первокурсников проводятся экскурсии, раздаются карты студенческого городка, за ними закрепляются кураторы для ответов на вопросы. Вопросы лучше предусмотреть заранее, но первым из них будет: к кому и с каким вопросом можно подойти – а дальше уже остальные: как организован процесс занятий, кому и как сдают отчеты, где находятся туалет, деканат, спортзал… В некоторых вузах проводят адаптационные тренинги, когда первые две недели с первокурсниками занимаются, как правило, представители студенческого клуба и деканата, проводят для них квесты, командообразующие тренинги, ознакомительные беседы.

-8

Особенно стрессовой может быть ситуация, когда ребенок уезжает на учебу в другой город, где нет взрослых, к которым можно обратиться за помощью. Объем страхов здесь нарастает: что если родители не пришлют денег, как приготовить обед и рассчитать время для подготовки заданий? Так что, если есть время, можно уделить его развитию навыков самообслуживания и планированию собственного времени, бюджета, досуга. Важно предупредить о возможных опасностях (ненадежные друзья, сомнительные компании, нарушение правил поведения в учебном заведении, пропущенные сроки сдачи контрольных точек), но при этом не стоит переоценивать степень взрослости и ответственности, стараться оставаться на связи, даже если вы будете далеко.

Подход вузовских преподавателей к первокурсникам различный. Кто-то – «с места в карьер», и сразу занятия идут в бешеном темпе, другие дают время на раскачку. В любом случае первая сессия – новый стрессовый виток. Здесь присутствует и следующий этап повышения личной ответственности. Родителей вызовут в деканат в крайнем случае и отчислять будут не маму или бабушку, а непосредственно новоиспеченного студента. Но он не стал взрослым сразу после того, как прозвенел последний школьный звонок, поэтому поддержка, сочувствие и вера в его силы необходимы каждому ребенку, независимо от его возраста.