Найти в Дзене

Помогите отомстить региональному оператору!

Оглавление

С такой просьбой ко мне обратились читатели моего канала. Ну, не нравится людям, что выросли тарифы за вывоз мусора, что их заставляют подписывать договоры и платить за вывоз отходов.

Я о мусорной реформе еще с прошлого года регулярно пишу и всегда охотно делюсь своими мнениями, соображениями, отвечаю на вопросы. Время от времени на почту приходят вопросы от читателей, но просьба о мести меня удивила.

Пару слов о проблеме

Небольшой поселок на Урале. С 2018 года в регионе появился региональный оператор и жителей обязали платить за вывоз мусора по-новому. Впрочем, большинство жителей поселка до этого за вывоз мусора не платили, а тут вдруг их стали заставлять платить... И ладно бы что-то взамен двали, так нет! Свой мусор этому оператору отдай, за вывоз заплати и взамен ничего.

В общем из-за мусорной реформы сначала заставили жителей какие-то договоры подписать, а потом стали квитанции рассылать с платой за вывоз ТКО. Многие в поселке с таким положением дел мириться отказались и решили, что с региональным оператором договоры заключать не будут, за его услуги платить тоже не станут.

Кто договоры не подписывал, просили рассказать им статьи законов, по которым они могут эти договоры не подписывать "и что никто не может нас заставить подписать договор".

Кто не подписывал, но получил платежки, просили статьи закона, по которым они "не обязаны платить, если не подписывали договор".

Некоторые не согласные с тарифом на вывоз мусора просили помочь им "оспорить грабительский тариф".

Это я про один и тот же поселок рассказываю, где очень многие возмутились мусорной реформой. Прямо представляю этот дух революции над отдельно взятым уральским сельсоветом...

Артподготовка

В общем несогласных с мусорной реформой уральцев собралось много. Нашлись среди них и юристы. Собственно, с одним из этих юристов я и пытался найти решение мусорной проблемы поселка: переписывались, разговаривали по телефону и в WhatsAppе.

Оно может и к лучшему, что люди решили выразить протест правовыми способами с помощью юристов, а не устроили революцию с вилами и охотой на водителей мусоровозов. Закон о мусорной реформе не водители принимали, факт.

Стали недовольные уральцы писать жалобы на регионального оператора во все инстанции, да еще и за вывоз мусора принципиально отказались платить. Региональный оператор в ответ стал обращаться в суды и взыскивать с жителей плату за вывоз ТКО.

Вступивших в силу судебных решений пока нет, как нет и судебных приказов, но это до поры до времени.

Так и живут: с одной стороны недовольные мусорной реформой жители, с другой стороны региональный оператор, на которого эти жители нещадно жалуются по любому поводу.

Чего они всё заставляют и заставляют?

Думаю, ситуация в поселке вам понятна. Эдакая партизанская война, благо в правовой сфере.

Беседую с "лидерами сопротивления":

- Какое они имеют право заставлять жителей подписывать договоры? - возмущается юрист. - Принцип свободы договора никто не отменял.

- Не отменял, - отвечаю я. - Но обязанность заключить договор прямо указана в Законе "Об отходах производства и потребления". Поэтому никакого посягательства на свободу договора тут нет.

- Но пока мы договоры не подписали, они считаются незаключенными, так? - продолжает юрист сопротивления. - А раз договоры не заключены, то и платить мы не обязаны.

- Не совсем так. Это публичный договор. К тому же договоры ведь могут заключаться не только подписями на бумаге, а теми же конклюдентными действиями. Региональный оператор на единых для всех условиях оказывает услугу, жители этой услугой пользуются, оплачивают ее. Договор заключен с момента первой оплаты или с того момента, когда гражданин впервые воспользовался услугой.

- Мы не платили и услугами не пользовались.

- "Не платили" я понимаю, но "не пользовались" звучит неправдоподобно. Вы свой мусор куда деваете? Вы живые люди, а значит производите отходы, которые выбрасываете в мусорные контейнеры. Так?

- Нет. В контейнеры мы не выбрасываем. У нас нет контейнеров, - продолжают настаивать на своем уральцы. - Ездят мусоровозы, но как они докажут в суде, что мы выбрасывали свой мусор в их мусоровозы? Никак не докажут.

- Вы только не говорите это в суде, ведь тогда придется объяснять, куда вы выбрасываете свои отходы. Варианты вроде "сжигаем во дворе" или "вывозим в лес" не подходят. За то и за другое предусмотрены штрафы, и если честно оба варианта для экологии очень не очень...

Довольно долго мы еще выясняли разные варианты уклонения от заключения договора на вывоз ТКО, но сколько-нибудь разумного и юридически обоснованного найти не удалось.

- То есть все равно заставят подписать договоры?

- Уже заставили. Вас, меня, всех уже заставили заключить договоры на вывоз ТКО. Причем сделал это не региональный оператор...

- А кто?

- Это федеральный закон, принятый Государственной Думой, подписанный Президентом... Это ваши народные избранники о своих избирателях заботятся. А региональный оператор просто по этому закону действует. Не припомню, кстати, чтобы на прямой линии кто-то у Путина спрашивал об этом законе, хотя именно он в 2014 году его подписывал.

Грабительский тариф и как с ним бороться

К тарифам на вывоз ТКО, действительно, много вопросов. Он хоть и рассчитывался по правилам, утвержденным Правительством РФ, но правила эти весьма и весьма скользкие.

Я не могу точно назвать расходы операторов и регионального оператора по вывозу ТКО, не знаком я с финансовой стороной их деятельности. Не знаю я и справедливого размера платы за вывоз отходов. Есть только ощущение, что действующие тарифы сильно завышены. Мне кажется, что в тарифы заложили естественные для переходного периода риски неплатежей и отказов от заключения договоров.

В этом году ведь впервые утверждают тарифы на вывоз ТКО, делают это по тем данным, которые получены за предыдущие годы. А раньше ведь на одного платившего за вывоз мусора приходилось двое не плативших. Вот и новые тарифы, мне кажется, рассчитаны с запасом - завышены раза эдак в два. Но по мере распространения мусорной реформы и увеличения числа плательщиков тарифы наверняка будут снижаться. Это просто мое мнение.

В общем уральца из отряда сопротивления мусорной реформе написали гневную жалобу в адрес Президента с просьбой умерить аппетиты регионального оператора и снизить тариф на вывоз ТКО.

Я сомневаюсь, что президент способен решить этот вопрос. Нет, Президент России уже стал похож на затычку для каждой бочки, и конечно же он самый влиятельный человек на планете, но он не всесилен и нет у него соответствующих полномочий.

Тут разумнее было бы обращаться в региональное правительство, прокуратуру, тарифную комиссию, ФАС. Возможно оспорить решение об установлении тарифа.

Ну, раз уж президенту отправили челобитную, пусть помогает своим гражданам, он ведь гарант Конституции...

На что бы еще надавить?

Отбиваться в судах от требований об оплате за вывоз мусора это одно, это защита. Но нужно ведь и нападать, нужно врага измотать, чтобы он отбивался, а не нападал на граждан.

Из этих соображений уральцы, как я уже писал, забросали регионального оператора жалобами. Подозреваю, что именно поток жалоб и заставил регионального оператора начать взыскивать с жителей долги по оплате в судебном порядке.

Парочку жалоб мне скинули и дали почитать. И если честно, их сложно назвать обоснованными. Я прямо сказал, что жалобы не по адресу.

А партизанская война тем временем в разгаре. Следующим шагом уральский поселковый отряд сопротивления мусорной реформе решил предпринять наступление на регионального оператора.

Собственно, мое знакомство с этой историей началось именно с просьбы помочь с составлением искового заявления в суд на регионального оператора. Уральцы составили заявление, указали в нем некоторые нарушения законов, которые по их мнению допускает региональный оператор, и требовали эти нарушения устранить.

Претензий к региональному оператору в этом заявлении было много, но из сколько-нибудь обоснованных было, пожалуй, только одно требование - привести в соответствие с требованиями Закона порядок сбора отходов .

Куда мусор выбрасывать?

В исковом заявлении отряда сопротивления по сути было одно требование к региональному оператору. Расписано оно на несколько листов, но я постараюсь передать его вкратце.

В поселке практически нет контейнерных площадок, и сбор ТКО осуществляется мусоровозами, которые по определенному графику ездят по поселку. Жители выбрасывают отходя не в контейнеры, а прямо в мусоровоз. До мусорной реформы отходы собирались точно так же, но тогда не было волны народного гнева и возмущения.

Вычитали сопротивляющиеся мусорной реформе в Правилах обращения с ТКО, что:

складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

"В Правилах про сбор ТКО прямо в мусоровозы ничего не сказано, значит это незаконно" - такой вывод сделали уральцы и потребовали от регионального оператора вывозить мусор по закону, то есть поставить контейнерные площадки и оттуда отходы забирать.

- Вы уверены, что это вам нужно? - удивился я, прочитав исковое заявление.

- Да, пусть по закону действуют. В законе указаны только три способа сбора отходов, вот пусть оператор и ставит контейнеры...

- Но этот пункт Правил говорит о способах СКЛАДИРОВАНИЯ, а не сбора отходов. Он не запрещает собирать мусор таким способом.

- А почему оператор решает, как ему удобно собирать отходы? Почему нас не спрашивали? Может нам удобнее в контейнеры выбрасывать, а не ждать каждый день мусоровоз...

- Во-первых, вы сами сказали, что в поселке всегда именно так собирали мусор, что контейнерных площадок нет. Во-вторых, я сомневаюсь, что сам региональный оператор решил вывозить мусор таким способом.

- А кто, если не региональный оператор, это решил?

- Скорее всего так решил глава администрации вашего поселка или района, но не региональный оператор. Оператору, проще вывозить мусор с контейнерных площадок, чем гонять мусоровозы по графику. И вам так проще.

- А нам почему так проще?

- Допустим, суд удовлетворит ваш иск и заставит регионального оператора собирать ТКО с контейнерных площадок. Представим, что вы победили.

- Хорошо.

- Хорошего мало. Контейнерных площадок нет, и мусор забирать неоткуда.

- Пусть ставят контейнеры.

- Контейнеры должны будут ставить жители за свой счет. Контейнерные площадки будут оборудовать тоже за счет жителей. Содержать контейнерные площадки также должны собственники, то есть жители.

- Это еще почему?

- По закону об отходах. Бремя содержания контейнерных площадок несут собственники помещений многоквартирных домов и собственники земельных участков. За санитарное состояние этих площадок тоже собственникам отвечать... Поэтому я и спросил "оно вам точно надо?"

- А оператор за что отвечает?

- Он отвечает за обращение с отходами с момента их погрузки. До погрузки за отходы и все, что с ними связано, отвечать собственникам.

Нож в спину самому себе

В продолжение этого диалога уральцы вспомнили про жалобу, которую они направили в прокуратуру. Жалоба на состояние контейнерной площадки, которая завалена мусором. Мол из контейнеров отходы вывозятся, а сама площадка не огорожена, мусор валяется вокруг, и региональный оператор ее не чистит.

- Эта площадка кому принадлежит? - спросил я.

- Никому.

- Нет, земля в поселке не может никому не принадлежать. Кто-то за эту площадку отвечает, и вряд ли ответственный за ее состояние региональный оператор.

- Там гаражный кооператив рядом...

- Ну, полагаю, по вашей жалобе от прокурора достанется не региональному оператору, а гаражному кооперативу, если эта площадка за ним числится. Может и администрации поселка достанется...

Вместо заключения

Ставить точку в этой истории рано. Волна возмущения и народного гнева по поводу мусорной реформы в этом уральском поселке никуда не исчезла. Однако претензий в адрес регионального оператора поубавилось, а жители принялись изучать законодательство о мусорной реформе. Уверен, это пойдет на пользу.

Вернее, уже пошло на пользу. Мы иногда переписываемся с уральцами, они продолжают свою борьбу с мусорной реформой, но теперь делают это со знанием законодательства.

На "отряд сопротивления мусорной реформе" они не обижаются, ведь почти в самом начале нашего общения я стал их называть таким образом.

А поселок я намеренно не назвал. Вот поеду на Урал и обязательно навещу своих новых знакомых из отряда сопротивления. Тогда уже более подробно расскажу о поселке, о героях из отряда (в лицах) и их успехах в борьбе. А какая там природа!

В общем, No pasarán!

Продолжение следует...

Другие заметки можете прочитать на канале и на сайте: buro26.ru.
Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru
Подписывайтесь на нас в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках