Найти тему
Исай Давыдов

Скептицизм и истина

Если бы нам с вами довелось жить 240 лет тому назад, и я сказал вам, что электрические лампы осветят вашу квартиру, что человек сможет разговаривать на расстоянии в десятки тысяч километров, что он построит космический корабль, который высадится на другие планеты и на Луну, что компьютер будет выполнять вычисления и другие “интеллектуальные” работы, то вы назвали бы меня сумасшедшим.

Совершенно аналогично, вы можете не поверить мне сейчас, когда я говорю вам, что через 240 лет можно будет построить Земной Рай, где человек сможет жить 1000 лет в одном теле без реинкарнации. Для этого вовсе не надо улучшать или совершенствовать наш организм, для этого нужны всего лишь знания, которые позволят нам ис­пользовать все потенциальные возможности нашего организма.

Однако, возможность познания истины не есть само познание. Бочка не есть мед, а есть всего лишь сосуд, который может быть заполнен медом или дегтем. Совершенно аналогично, интеллект человека не есть знание истины, а есть, грубо выражаясь, всего лишь “сосуд”, который может быть заполнен истиной, ложью или чепухой. Человек, в отличие от звезд, обладает не только интеллектом, но и свободой выбора.

По-своему собственному желанию человек может пройти тяжкий путь познания истины, легковерно увлечься ложью или беззаботно заниматься чепухой. Он может, но не всегда считает себя обязанным знать истину о сути своего собственного бытия. Много наших современников, к сожалению, выбирают более легкий путь и живут бездумно, по принципу: иду туда – не знаю куда, хочу то – не знаю, что. Тем не менее, вы вряд ли найдете человека, который не хотел бы быть бессмертным и счастливым.

Однако возможность человеческого бессмер­тия может быть научно доказана, например, при помощи следующего умозаключения:

Бог является бессмертной категорией в абсолютном смысле слова (первая исходная предпосылка). Человек есть относительное подобие Абсолютного Бога (вторая исходная предпосылка). Следовательно, человек является бессмертной категорией в относительном, а не в абсолютном смысле слова (результат доказательства, получен­ного с помощью умозаключения).

Возможность относительного бессмертия че­ловека можно считать научно доказанной только лишь после того, как будут научно доказаны обе исходные предпосылки приведенного умозаключе­ния, что мы и сделаем в дальнейшем. Поэтому наше научное решение проблемы бессмертия будет дано в одной из наших последующих книг. Однако реше­ние проблемы бессмертия не дает нам ис­черпывающего ответа на вопросы “смысла жизни”, которые тесно переплетаются с проблемами счастья и трагедии.

Бессмертие должно быть счастливым.

Тут возникает вполне естественный вопрос: является ли бессмертие позитивным и желанным, если вся жизнь человека представляет собой сплошную и беспросветную мучительную боль? Нет, не является! Напротив, насильственное и мучительное бессмертие является высшей формой наказания. Максим Горький по этому поводу писал так:

“И желая смерти жил, Жил бы вечно!”

Поэтому даже бессмертие не есть все, что нуж­но человеку, ибо мучительное бессмертие хуже вся­кой смерти. Человеку нужно счастливое бессмертие, а не мучительное. Бессмертие не имеет смысла, если нет счастья. В то же время, счастье нельзя считать подлинным, если оно является временным, если ему рано или поздно с неизбежностью должен наступить конец.

Поэтому подлинное счастье невозможно без бессмертия. Проблемы бессмертия и счастья тесно переплетаются и неразрывно связаны друг с другом. Только лишь неразрывное единство счастья и бессмертия есть то, что нам нужно.

Но может ли человек быть счастливым, если он не знает, что такое счастье? Нет, не может. Чтобы быть счастливым и бессмертным, прежде всего необходимо знать, что такое счастье и что такое бессмертие. Тогда я задаю вопрос: а что же такое счастье?

***

Купить "Познание истины"

Подписывайтесь на мой канал.