Точка зрения интеллигенции, особенно представителей поколения администраторов «до 40 лет», обслуживающих их экспертов и т.н. «идеологов», весьма важна для определения предстоящих Казахстану перемен. Дело в том, что представления о ситуации и складывающихся возможностях для карьерного роста, а также ожидания конкретных событий являются важным показателем вероятности реализации того или иного тренда.
Ситуация в Казахстане, с точки зрения представителей этой группы, характеризуется несколькими тенденциями. Напрмер, у части интеллигенции не изменилось прохладное восприятие Евразийского экономического союза. Причём, ЕАЭС упорно называется именно союзом, а не экономическим союзом. Так формируется представление о «наднациональном союзе», как вещи навязываемой, отказаться от которой нельзя.
С точки зрения этих людей, начинает поляризоваться общественное мнение – оно всё сильнее разделяется на 2 типа: русскоязычное общественное мнение (на 70% пророссийское) и казахоязычное (на 70% противо-российское). Однако также имеет место экологическая тема, т.к. многие националистические активисты близки к экологической тематике, и всегда критиковали неудачные запуски с космодрома Байконур и т.п. технологические инциденты с российским оборудованием в Казахстане.
Но все эти тренды развиваются на фоне сложных экономических проуцессов. Расчёт на двукратное увеличение добычи нефти за счёт начала промышленной добычи на месторождении Кашаган не оправдался. Прежняя геолого-техническая модель его эксплуатации требует пересмотра. Состояние оборудования, построенного и собранного более 10 лет назад, далеко от идеального.
Нацбанк продолжает «чистить» финансовую систему, избавляя её от токсичных кредитов. Банки переживают не лучшую пору. Ещё в 2016 году «идеологи» оценили масштабную амнистию имущества – капиталов, недвижимости, акций и т.д., как ещё одно закамуфлированное действо, предназначенное для стимуляция внутренних инвестиций в условиях прогнозируемого отсутствия вложений внешних. Легализация капиталов и имущества является признанием факта утраты инвестиционной привлекательности из-за ухудшения геополитической ситуации и неясности с тем, как страна будет жить дальше. Параллельно, государство провело болезненную очистку балансов предприятий коммунальной сферы и приватизацию огромного количества объектов собственности.