Поздно вечером в одной из комнат заводского общежития собрались девчата. Расстелили на столе лист ватмана, принесли клей, фотографии, краски. Повернули в замочной скважине ключ. Далеко за полночь постучала вахтерша Мария Алексеевна:
-Возьмите вот чайник, горячий! И чего не спится людям?
-А Вам, Мария Алексеевна?
-Я на работе, мне не положено.
-И мы работаем, тетя Маша.
Из-за стола девчонки перебрались уже на пол. Все вокруг было усеяно обрезками бумаги. Девчата разрумянились, похорошели.
-Ну-ка, ну-ка? - тетя Маша продвинулась было поближе к стенгазете, но ее вежливо выпроводили, поблагодарив за чай:
-Секрет! Часа через три-четыре все узнаете.
-Неужели до утра спать не будете?
-Не будем, тетя Маша!
-Ну и ну! - И Мария Алексеевна тихонько вышла, притворив за собой дверь.
...В шесть часов утра в вестибюле общежития, сразу против входа, висела стенгазета, где вместо обычного названия было красиво выведено: «С днем рождения!» Девушки посвятили этот экстренный выпуск коменданту общежития Александре Андреевне Вьюшиной. И это событие было далеко от соблюдения вежливой формальности. Александру Андреевну любили, ое любят до сих пор.
Бывают такие счастливые люди, которые, раз встретившись с человеком, становятся для него необходимыми. Скольким людям была необходима Александра Андреевна!
Ей едва исполнилось двадцать, когда назначили ее, комсомолку с маленьким ребенком на руках, комендантом женского рабочего общежития.Улан-Удэнского паровозо-вагонного завода. Через год началась война.
-Голодно было, раздетые все, - рассказывает Александра Андреевна. - Кровати железные, деревянные доски, опилками матрасовки набиты, подушки тоже с опилками. Ну, и притом карточки были, очень трудно... получали карточку и за неделю съедали паек.
Приходилось забирать у девчат карточки эти и распределять этот паек на целую неделю, чтоб они не были голодные, девушки эти... Трудностей много было. Люди в траншеях, девушки те же ночевали, приходилось приводить из траншей, и в баню мы ходили строем, по двадцать пять граммов мыла нам давали. Вот так вот у нас и жизнь проходила.
Но и в таких условиях ухитрилась Сашенька сколотить коллектив, организовать самодеятельность, даже первые премии на смотрах получали ее девчата.
В сорок третьем году она стала коммунисткой. Это событие явилось признанием ее как личности, утвердило ее общественную значимость. Сашенька словно бы сразу повзрослела. Огонек, вспыхнувший в ее душе, разгорелся в яркое пламя вдохновленного служения людям. Она пронесла его через три десятилетия и долго ему еще не погаснуть.
Собирать по заводским траншеям голодных, смертельно уставших от работы девчат, делить с ними скудный кусок хлеба, а потом, сидя на общежитских топчанах, вместе и петь, и плакать - на это нужно было мужество. Оно нужно было и потом, годы спустя, когда попала под поезд и осталась без рук Наташа Борисова, для которой померк свет и потеряла всякий смысл жизнь. Долгие часы проводила у постели Наташи Александра Андреевна, мыла ее, кормила, переодевала, рассказывала о том, что где-то в Москве делают хорошие протезы. Тогда девушка и слушать ни о чем не хотела. А теперь у Наташи семья, заботливый муж. И нет цены благодарности, которую испытывает она к Александре Андреевне Вьюшиной, человеку, вернувшему ее к жизни.
Александра Андреевна никогда не читает нотаций. Но она умеет сердиться и сердиться активно, не пряча своих чувств. Не было случая, чтобы она поступила несправедливо. И уж если слышен в общежитии ее распекающий голос, значит, кому-то достается поделом. Не умеет она таить и обид. Улыбка, дружелюбие - постоянные спутники ее настроения. И все это тотчас передается людям.
Может быть, не стоило бы так подробно рассказывать о коменданте общежития. Рядовая, ничем не примечательная на первый взгляд должность Собирай вовремя квартирную плату, меняй постельное белье, следи, чтобы в титане была горячая вода. Но вот что говорят о своем коменданте сами жильцы семьдесят пятого женского рабочего общежития. Ну, хотя бы Вера Власьевская, председатель бытового совета:
- Мне, например, она, как мать. У меня вообще никого в этом городе нет. Бывает, к нам приходят девчонки, которые никогда не жили без семьи, без дома, которые привыкли жить под опекой мамы. И вот Александра Андреевне приходится очень много заботиться об этих девчонках. Ну, я знаю один случай: пришла к ним в общежитие с плохой характеристикой девчонка, которую вообще, может, даже и безнадежной считали. Как-то у нас все по-матерински к ней отнеслись, помогли ей, кое-что из вещей дали, Александра Андреевна в первую очередь ее устроила, помогла и на работу устроиться.
Вот недавно к нам приехала девушка из села, тоже она не работала, не была нигде устроена. Ей тоже тут наши девчонки и Александра Андреевна помогли на завод устроиться. Сейчас она работает на заводе в электромашинном цехе, неплохо справляется с работой. Александра Андреевна чутко, по-матерински относится ко всем девушкам. Она очень многому нас научила. У нас проводятся "Голубые огоньки", к этим "огонькам" мы всегда что-то стряпаем, печем. Ну, общежитие для нас как бы дом, от Александры Андреевны мы научились многому. В общем-то все это пригодится, потому что все девушки в будущем - хозяйки своих семей, и мне от всех девушек хочется сказать большое спасибо Александре Андреевне за эту науку!
- А вы никогда не задавались вопросом, откуда у Александры Андреевны все это? Где черпает она энергию? - спрашиваю я у Веры. Она отвечает:
-Прежде вceго Александра Андреевна - убежденный коммунист. Она искренне заботится о людях. Очень большой души человек - Александра Андреевна, она очень любит людей. Любая из наших девушек старается немножко быть похожей на Александру Андреевну.
В 75-ом общежитии своя неуставная комсомольская организация. По всей вероятности - это тоже инициатива коммуниста Вьюшиной. Комсорг -Людмила Сойбонова, старшая пионервожатая 6-ой восьмилетней школы, над которой шефствуют электромашинный и дизельный цехи завода. Люду направил в общежитие комсоргом заводской комитет комсомола.
Спрашиваю, как идут дела, довольна ли девушка своей нелегкой должностью. Люда рассказывает:
-Здесь тридцать два человека-комсомольцы. План мы составляем вместе с бытсоветом. Сами девушки предлагают, что делать, что проводить. А Александра Андреевна... мне нравится в ней энергичность: она и в субботу, и в воскресенье работает с нами, помощь всегда есть. Она за сплочение коллектива. Когда новенькие девушки прибывают к нам, она им очень много внимания уделяет. И мы к ним так относимся, и всегда все вместе, все вместе...
Когда что-нибудь предложишь или девушки предлагают, она обязательно за это. Она никогда не отказывается, что это трудно или еще что... Она ну просто всегда помогает. Александра Андреевна здесь, ну, от всей души работает! Просто видно, что человек болеет за общежитие, за честь этого общежития. Она даже за любовь, за дружбу, она всегда этим интересуется. А если девушка какая-нибудь начинает плохо дружить с парнем, она всегда помогает, как мать. Мы чувствуем это.
Людям тепло рядом с Александрой Андреевной. Она, конечно, не может этого не видеть, не чувствовать. И,наверное, это рождает в ней каждый раз новую энергию. Сама она говорит об этом так:
-Я не успею прийти в свою, как говорится, кладовую, девушки все уже здесь: составляем общебытовой совет или собрания, проводим лекции. У нас распределен бытовой совет по секторам, каждый свою обязанность знает. И вообще коллектив общежития, все девушки очень мне помогают в работе и во всем, так что я не одна, не одинокая, жильцы всегда со мной. Я довольна жильцами, очень довольна.
Первый этаж 75-го общежития с некоторых пор занимают пожилые работницы завода, многие из которых ушли на пенсию. Четверть века прожила здесь Мария Федоровна Харитонова. Они ровесницы с Александрой Андреевной. И тем значительнее то, что говорит мне о Вьюшиной Мария Федоровна:
-Александра Андреевна у нас, как родная мать. К каждому человеку она имеет подход: и к бабушкам и к девочкам - ко всем.
Александра Андреевна, как подруга хорошая. Придешь к ней что-нибудь сшить, она всегда тебе поможет. Ну, и уж когда постряпает, всегда пригласит, что-нибудь такое вкусное приготовит-всегда пригласит. Я здесь самая старшая в общежитии, давно уже здесь живу и так привыкла, что отсюда уходить не хочется.
Большую работу провела Александра Андреевна с жильцами. И все для жильцов. И жильцы тоже к ней все хорошо относятся. И все любят её!
Девчонки несут к своему коменданту слезы неудавшихся свиданий. Для заболевших пенсионерок она сама бежит в аптеку, за лекарствами, вызывает врача. На субботниках и воскресниках она всегда со всеми вместе: копает землю, сажает деревья, расчищает спортивную площадку. В предвыборную кампанию коммунист Вьюшина не хуже других справляется с обязанностями агитатора.
А у нее еще и двое маленьких внуков. Бабушка Шура их обожает, но, кроме того, стирает пеленки, бегает за кефиром, возит двухмесячного Мишку дышать свежим воздухом. Он сучит ножонками и не сводит глаз со своей молодой красивой бабушки, которой, если верить паспорту, исполнилось недавно пятьдесят лет,
...Как-то попала мне на глаза заводская многотиражка "Локомотив". С портрета на первой полосе смотрела на меня Александра Андреевна Вьюшина, веселая, очень смущённая. Я прочла подпись: "Сорок лет в партии коммунистов". Как же давно мы не виделись! Наугад позвонила в 75-ое общежитие: "Можно к телефону Александру Андреевну?"
И услышала в ответ: "Позвоните чуточку позже. На кухне она, торт печёт.». У нас сегодня именинники!"
А ведь "грозилась" уйти на пенсию... восемь лет тому назад!
(Радиоочерк журналиста Бурятского радио Лидии Мельниковой, звучал по радио в советское время, должен был войти в книгу "Золотые россыпи душ", которая готовилась к печати в 1984 году)