Налогоплательщики, которые применяют УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», должны вести учет выручки и затрат, чтобы правильно посчитать налог к уплате.
Для этого есть специальный регистр, в который ИП и ООО в хронологическом порядке заносят все операции – Книга учета доходов и расходов при УСН, сокращенно КУДиР.
Учет доходов
В расчете налога участвуют следующие поступления:
• от клиентов за товары и услуги, в том числе предоплата;
• штрафы, пени, неустойки от контрагентов;
• списанная кредиторская задолженность;
• проценты по займам;
• излишки, выявленные в ходе инвентаризации.
Для учета применяют кассовый метод, то есть запись о поступлении денег вносят в тот момент, когда они зачислены на расчетный счет или внесены в кассу.
То есть как только на расчетный счет поступает какой-либо доход, в КУДиР нужно сделать запись об этом. Для этого указывают:
• порядковый номер операции;
• дату и номер документа-основания (например, платежное поручение);
• содержание операции. Например, «Поступление оплаты за отгруженный товар от ООО «Альфа»;
• сумму поступления.
Поступившие авансы тоже нужно отражать в КУДиР. Если по какой-то причине аванс придется вернуть, тогда потом эту же сумму просто спишут в расходы.
Но есть поступления, которые доходом на УСН не считаются, и в КУДиР их отражать не нужно. Это:
• вклад имуществом в уставный капитал;
• поступления, которые облагаются налогом на прибыль (или НДФЛ для предпринимателей) или единым налогом на вмененный доход (если организация или ИП совмещают УСН и ЕНВД);
• имущество, поступившее в рамках целевого финансирования;
• денежные или имущественные поступления в погашение основного долга по займу.
Учет расходов при УСН «Доходы минус расходы»
В статье 346.16 прописан перечень расходов, которые можно учесть при УСН и вычесть из доходов при расчете налога. Перечень закрытый, поэтому все, что в этот список не вошло, расходами признавать нельзя.
Можно учитывать траты на:
• покупку материалов, товаров;
• покупку или постройку (реконструкцию) основных средств;
• зарплату сотрудникам и страховые взносы за себя и сотрудников, командировочные расходы.
Упрощенцы не платят НДС и не возмещают его из бюджета, поэтому стоимость всех покупок включают в расходы вместе с НДС.
Если в прошлых периодах упрощенец платил минимальный налог или получил убытки, то их тоже по итогам текущего года можно зачесть в расходы.
Помните главные условия: все траты, которые вы заносите в КУДиР, чтобы потом при расчете налога вычесть их из выручки, должны быть:
1. Подтверждены документально накладными, актами и т.д.
2. Направлены на получение прибыли. Покупку шубы сотруднице не получится обосновать как производственную необходимость, а вот спецодежду – можно.
Порядок признания расходов
Признавать затраты, то есть заносить их в КУДиР и учитывать при расчете налога на УСН можно, когда выполнены два условия:
1. Товары, материалы или услуги оплачены.
2. Товары и материалы отгружены, а услуги оказаны.
То есть в КУДиР будет стоять наиболее поздняя дата.
Пример:
ООО «Клининг» перечислило поставщику предоплату за пылесос 20 декабря. Поставщик доставил пылесос и накладную 15 января. Затраты на этот пылесос ООО отразит только в новом году, 15 января. В обратной ситуации, если бы пылесос доставили в декабре, а заплатили за него только в январе, расходы бы тоже отразили в январе.
Свои особенности есть в учете трат на покупку товаров для перепродажи и покупку основных средств.
Учет затрат на покупку товаров для перепродажи
Если партию товаров приобрели для перепродажи, то списывать их стоимость в расходы можно только после реализации.
Пример:
ИП Харитонов занимается продажей и установкой видеокамер. Он приобрел в марте партию видеокамер в 15 штук. В течение марта он продал и установил 3 камеры. Их стоимость он запишет в затраты в КУДиР и вычтет из выручки, когда будет рассчитывать аванс по УСН за первый квартал. Остальные 12 камер, которые пока лежат на складе, Харитонов спишет в расходы только когда продаст их.
Учет затрат на покупку основных средств
Для этого в КУДиР есть специальный раздел II.
Стоимость основных средств (покупка, сооружение или реконструкция) можно отнести к расходам только после того, как ОС введут в эксплуатацию.
Сразу списать всю стоимость ОС в расходы можно только если его ввели в эксплуатацию в последнем квартале года. Во всех остальных случаях стоимость списывается равными частями поквартально. То есть если ОС приобрели в третьем квартале, то первую половину суммы спишут в третьем квартале, а вторую – в четвертом. Если покупку совершили в первом квартале, то списывать будут по ¼ части в течение года.