Найти в Дзене
Основной аэродром

Как Швейцария свой первый реактивный истребитель строила

Швейцария известна своим нейтралитетом и не принимала участия в военных конфликтах уже более 200 лет. Тем не менее она всегда содержала небольшую, но хорошо вооружённую армию. В вопросе оснащения военно-воздушных сил альпийская республика полагалась на закупку или производство по лицензии самолётов у ведущих авиационных стран — Франции, Германии, Великобритании, США. Но в конце 1940-х годов у швейцарцев появился и самостоятельный проект реактивного истребителя, о котором мы сегодня и поговорим.

Немецкие Messerschmitt Bf.109E-3 швейцарских ВВС. Фото: warbirdphotographs.com
Немецкие Messerschmitt Bf.109E-3 швейцарских ВВС. Фото: warbirdphotographs.com

История этого проекта началась в 1948 году, когда правительство Швейцарии приняло решение обновить парк самолётов своих ВВС. На смену устаревшим поршневым Messerschmitt Bf.109E-3 и EFW D.3800 должны были прийти британские реактивные истребители-бомбардировщики de Havilland Vampire Mk 6. Как и ранее, часть самолётов была построена в Великобритании, а 100 — в Швейцарии по лицензии.

Одним из производителей Вампира должен был стать Eidgenossisches Flugzeugwerk или Государственный авиационный завод. К этом времени конструкторы завода уже приступили к работе над собственным проектом реактивного истребителя. Несмотря на уже заключённый с de Havilland контракт, было решено работы не прекращать и построить прототип для проведения лётных испытаний. Проект получил обозначение EFW N-20, а головной прототип — EFW N-20.10 Aiguillon (в переводе с французского — «Жало»)

EFW N-20.10 Aiguillon. Схема. Фото: airwar.ru
EFW N-20.10 Aiguillon. Схема. Фото: airwar.ru

Задумка конструкторов была очень интересной. Aiguillon проектировался по схеме «бесхвостка» с толстым стреловидным крылом. Силовая установка должна была состоять из 4-х турбореактивных двигателей Sulzer Swiss Mamba (лицензионной версии Armstrong Siddeley Mamba). Максимальная расчётная скорость составляла 1100 км/ч на высоте до 16000 метров. Практическая дальность — 1060 километров. Экипаж состоял из 1 человека. Новый самолёт должен был нести 2 авиационные пушки калибра 20 мм и ракетно-бомбовое вооружение в специальном фюзеляжном отсеке.

Т.к. у швейцарских конструкторов не было опыта в разработке реактивных самолётов, то для начала решили удостовериться в жизнеспособности выбранной аэродинамической схемы. Для этого было построено 2 летающих модели в масштабе 3/5. Первая модель — EFW N-20.01 — впервые поднялась в воздух 17 апреля 1948 года. Она представляла собой деревянный планер, оснащённый твердотопливным реактивным двигателем JATO. Отличительной особенностью было наличие специальной кабины для наблюдателя.

EFW N-20.01. Хорошо видна кабина наблюдателя. Фото: Johan Visschedijk Collection
EFW N-20.01. Хорошо видна кабина наблюдателя. Фото: Johan Visschedijk Collection

Следующим шагом стала постройка летающей модели с полноценными турбореактивными двигателями. Самолёт под названием EFW N-20.02 Arbalète (в переводе с французского — «Арбалет») оснастили 4 ТРД Turboméca Piméné, размещёнными под и над крылом. Первый полёт состоялся 16 ноября 1951 года. Во время испытательных полётов лётчики отмечали хорошую маневренность новой машины. N-20.02 Arbalète смог развить максимальную скорость 750 км/ч.

EFW N-20.02 Arbalète в музее ВВС Швейцарии. Фото: roli_b @ Flick
EFW N-20.02 Arbalète в музее ВВС Швейцарии. Фото: roli_b @ Flick
EFW N-20.02 Arbalète и его старший брат EFW N-20.10 Aiguillon. Фото: old.hermannkeist.ch
EFW N-20.02 Arbalète и его старший брат EFW N-20.10 Aiguillon. Фото: old.hermannkeist.ch

Успешно обкатав аэродинамическую схему на моделях и в аэродинамической трубе, инженеры приступили к постройке головного прототипа проекта. Сборка EFW N-20.10 Aiguillon была закончена в начале 1952 года. На самолёт были установлены двигатели Sulzer Swiss Mamba SM-01. 8 апреля 1952 года Aiguillon впервые поднялся в воздух, выполнив кратковременный полёт. По результатам полёта был сделан вывод о нехватке мощности используемых ТРД для нормальной эксплуатации самолёта.

EFW N-20.10 Aiguillon. Фото: old.hermannkeist.ch
EFW N-20.10 Aiguillon. Фото: old.hermannkeist.ch
EFW N-20.10 Aiguillon. Фото: old.hermannkeist.ch
EFW N-20.10 Aiguillon. Фото: old.hermannkeist.ch

Планировалось, что после замены двигателей на более мощные Sulzer Swiss Mamba SM-05 можно будет продолжить испытания новой машины. Но швейцарское правительство не выделило средств на продолжение работ и проект был свёрнут. Оба построенных самолёта — EFW N-20.02 Arbalète и его старший брат EFW N-20.10 Aiguillon — были переданы в музеи. Сегодня их можно наблюдать в экспозиции музея ВВС Швейцарии в Дюбендорфе.

EFW N-20 Aiguillon возле Швейцарского музея транспорта, 1981 год. Фото: Paul Thallon @ Flickr
EFW N-20 Aiguillon возле Швейцарского музея транспорта, 1981 год. Фото: Paul Thallon @ Flickr

Проект EFW N-20.10 Aiguillon стал первой попыткой Швейцарии разработать собственный боевой реактив. И лишь консервативность правительства — смутила новая на тот момент схема «бесхвостка» — и предпочтение идти проверенным путём покупки иностранной авиационной техники помешали этому интересному самолёту полноценно реализоваться.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com
Читайте также: Гидросамолёт КОР-1 - когда первый блин комом