Найти тему
"Новый взгляд"

"Все переписал на жену". Как из мультимиллионера превратиться в банкрота

Экс- мультимиллионер и депутат от «Единой России» стал банкротом. Не так давно в списке дел, находящихся на рассмотрении арбитражного суда, появился банкротный иск на миллион рублей к Никите Ананову, ранее успешному бизнесу и депутату. Это событие не укрылось от журналистов и они поспешили пообщаться с Анановым, чтобы выяснить как так получилось и куда делись его богатства.

В прошлом один из богатейших жителей Северной столицы теперь перемещается по городу на каршеринге. При этом бывший член питерского ЗакСа щеголял с оригинальной сумкой Gucci. Он отметил, что пока не может позволить себе автомобиль, а потому вынужден пользоваться услугами специализированных сервисом.

Свою беседу с журналистами Ананов начал с воспоминаний. Он рассказал о том, что в молодости, рискуя свободой, занимался изготовлением ювелирных изделий. Работы он проводил на кухне «однушки». Работая по 12-14 часов молодой Ананов зарабатывал в день больше, чем инженер за месяц. Его главными заказчиками были представители питерской интеллигенции – научные сотрудники Эрмитажа, Русского музея, медики, ученые. В то время, подобные занятия могли обернуться восемью годами лишения свободы, поскольку попадали под небезызвестную 88-ю статью «Валюта и золото».

В начале 90-х Ананов решил переквалифицироваться и занялся консервным бизнесом–вагонами отправлял тушенку за Урал. В хорошие месяцы этот бизнес приносил бизнесмену «по квартире в день».

Избежать тесного общения с представителями преступного мира в «лихие 90-е», по мнению Ананова, ему позволило то, что поставки осуществлялись отнюдь не через Ленинград. Предпринимал коммерсант и другие меры предосторожности – скрупулезно изучал банки на предмет «слива» информации о клиентах, старался не шиковать на публике, перемещаясь по городу в скромненькой «Ладе».

Со своей будущей женой, именно так называет Ананов Елену Каштелян, хотя их отношения официально так и не были зарегистрированы, он познакомился в 90-х. В те же годы им были расселены 38 семей из здания по адресу: Смольный проспект, 6, которое затем и станет основным активом его семьи.

Вспоминая, как проходило расселение, Ананов не без удовольствия говорит, что подкупил жильцов малознакомой на тот момент ориентацией на клиента. В новых квартирах, которые подбирались для переселяемых семей с учетом их места работы и проживания родственников, делался ремонт. Кроме того, им помогали с переездом. После того, как жильцы первой расселенной им квартиры поделились впечатлениями с бывшими соседями, остальные захотели расселяться «только у Никиты» – агентов гнали прочь.

В 1994 году он прошел в городской парламент, место в котором он сохранял вплоть до 2011 года. В 2002 году стал членом «Единой России». Ананов утверждает, что занимался политикой исключительно за счет собственных средств: раз в 3 года продавал одну из нескольких квартир, находившихся в собственности его семьи. Со временем утратив интерес к «консервному» бизнесу от переписал 50% на жену, а другую половину отписал талантливой знакомой.

Впоследствии, ему пришлось заплатить за свою доброту – знакомой половины показалось мало и она прибрала бизнес к рукам полностью. Вернуть обратно контроль над предприятием Ананов не пытался.

Не смотря на корочку депутата у Ананова, его семья продолжала вести сделки с недвижимостью, но для политического деятеля крупные активы – не лучший пункт в резюме. Тем не менее Никита Ананов настаивает, что всегда отражал в декларациях все принадлежавшее ему имущество. Просто порой жена просила записать ту или иную квартиру на нее, объясняя, что так ей будет комфортнее.

Когда в 2011 году из-за партийного регламента Ананов не прошел в ЗакС, то осознал, что политику ему следовало давно бросить. На тот момент бизнеса у семьи не было, но была недвижимость, на деньги от продажи которой и жили. Основными активами стали квартиры общей площадью 400 кв.м. и три пентхаусана 350 «квадратов» каждый в доме на Смольном проспекте. По признанию Ананова, он практически с самого начала владения зданием мечтал о создании надстройки. Данную задумку он реализовал на собственные средства, но занималась строительством Елена Каштелян.

Собственных денег на строительство у Ананова не было, и он активно оформлял кредиты и продавал оставшуюся в собственности недвижимость. Он же занимался согласованием проекта и поиском исполнителей.

В 2014 году он продал предпоследний пентхаус за 54 млн рублей. Вырученные средства, как говорит экс-депутат, «жена» попросила перевести на её имя, просто сказав: «Так мне будет спокойнее». Также произошло и с недвижимостью.

В итоге все свелось к тому, что некогда преуспевающему бизнесмену стало негде жить — двое детей попросили его подыскать себе квартиру, поскольку от него «у мамы портится настроение». На вопрос, где жить, дети предложили снять жилье на причитающуюся пенсию. Впоследствии старший сын выразил готовность помочь с оплатой аренды квартиры и Каштелян согласилась покрывать ее из своих средств, но, как выяснилось, лишь временно.

Так Ананов остался один с пятимиллионной задолженностью перед ФНС и с непогашенным кредитом на 14 млн рублей перед Сбербанком за взятые на строительство пентхаусов деньги.

Чтобы оплачивать услуги юристов, которые должны были помочь в решении трудностей, бизнесмен влез в новые кредиты, в том числе в Восточном экспресс банке.

Безропотное выполнение всех просьб Каштелян Ананов объясняет стремлением угодить жене. Он до сих пор убежден, что поступил правильно:

«Жена говорит, что ей так будет спокойнее. Я же муж – я должен обеспечить ей покой».

Не смотря на сложившуюся ситуацию, Ананов с уважением отзывается о супруге. Говорит, что благодарен ей за тот уровень образования, который она обеспечила их детям, и называет это «подвигом высшей пробы».

Попытка узнать у Елены Каштелян причины плачевного финансового состояния бывшего спутника жизни и отца её детей успехом не увенчалась. После продолжительной паузы женщина заявила, что «не готова это обсуждать».

Старший брат Никиты Ананова – ювелир Андрей Ананов. Хотя в последние годы его фирма не приносит существенной прибыли, он заявил журналистам, что деньги для помощи брату у него есть. 

Он рассказал, что с младшим братом у него непростые отношения, но если тот попросит о помощи он непременно поможет, поскольку относится к нему как к сыну (отец Анановых рано умер и старшему брату пришлось взять ответственность на себя). Он подтверждает историю брата о ситуации в семье, но отмечает, что тот сам виноват в сложившейся ситуации.

Впрочем, Ананов-младший не унывает и уверен, что сумеет вновь «подняться» как только в полной мере осмыслит все произошедшее с ним.  Пока что решать текущие финансовые ему помогают друзья, о каких суммах идет речь он уточнять отказался. Версию с преднамеренным банкротством он категорически отрицает.

Елена Смирнова

"Новый взгляд"

Чтобы всегда быть в курсе самых последних новостей, подписывайтесь на наш канал Дзена и ставьте палец вверх!