Великолепнейший фильм-иллюстрация неповторимых 70-х -"Когда я стану Великаном". Ну просто: и быт, и мода, и настроение, и культура, а главное герои картины.
На советского школьника буквально проецируются качества взрослого интеллигента-диссидента. Эрудиция гуманитарной направленности. Плюс резкая оппозиция к любому начальству. Плюс романтический эскапизм в сторону XVII -XVIII веков. Стихи и театр - аристократизм интеллектуальной верхушки. Сферический образ возвышенного семидесятника. Петя Копейкин - плоть от плоти этого времени. Под маской фанфаронства - одиночество и неразделенная любовь.
Известная доля снобизма и презрения. К кому? К любому, кто "ниже ростом". Не соответствует, не вписывается в зашифрованный код джентльменского набора. Из авторов, цитат и строк.
"Не своих" можно забросать прибаутками, уничтожить интеллектуальными апперкотами, проще говоря - затроллить. Иногда толсто, как в случае с Ласточкиным и быдловатым зятем Джульетты Ашотовны. Иногда тоньше, как самоуверенную учительницу литературы - спеть соловьем, развлекая публику. "Своих" - любимого преподавателя, пару-тройку друзей и обожаемую Горошкину - можно позабавить зрелищем уничтожаемых противников. Но в конечном счете они также становятся объектом троллинга самого филигранного уровня.
Едва ли Копейкин был бы симпатичен нам, если бы его сыграл кто-то иной, нежели обаятельнейший Миша Ефремов. Пересматривая картину замечаешь явное различие между хулиганистым актером и его персонажем. Этот задумчивый взгляд в пустоту (так по-семядисятски) и искрометные розыгрыши - явления разного порядка. Даже какая-то фальшь улавливается.
Любимая девочка главного героя - несравненная Маша Горошкина. Не уверенна, что девочка считалась бы первой красавицей школы, если бы не поклонение верного Копейкина. Нет, Горошкина очень симпатичная школьница, с модным каре, но думаю осознание себя прекрасной дамой и делает ее такой привлекательной в глазах хулигана Ласточкина и акселерата Коли Кристаллова. Понимаете меня? Дело не в том, как она выглядит и что представляет, а как ощущает и несет себя. Обожание рыцаря возносит барышню на недосягаемую высоту. Девочка явно знает себе цену и ведет себя соответственно.
Джульетта Ашотовна, "Смайлинг" - еще одна из примет времени. Неравнодушная учительница, накоротке со своими учениками. Несмотря, на не самый популярный предмет большинство восьмиклассников явно ей импонируют, хотя иногда и немножко подтрунивают над своей излишне романтичной англичанкой. На Джульетту (ее играет Ахеджакова) переносится и часть рыцарского поклонения Копейкина. Не такая ошеломляющая, как на Горошкину, но вполне достаточная для того поставить мужа покойной сестры учительницы на место. И испытывать чувство острой вины из-за сорванного урока (очень по-интеллигентски, сначала напакостить, потом - жалеть).
Новичка Колю Кристаллова, который поначалу нравится Горошкиной, Петр сначала решает использовать в своей странной лично для меня игре. Подражая своему любимому герою Сирано де Бержераку, Копейкин пишет стихи, заставляя Кристаллова выдавать их за свои собственные. Но когда Коля понимает, что наш герой сам влюблен в Машу, требует во всем ей сознаться. Талантами и остроумием наш акселерат, конечно, не блещет, но по мне поступает вполне благородно. Хотя и заявляется к Горошкиной на день рождения, тут я думаю политес хромает.
Смысловой нагрузки, танец в финале, конечно, не несет, но зато сочетает в себе стилистику придворного балета и современного танца 70-х. Вполне тонко. А Маша, наконец-то понимает, где ее счастье и мчится к своему Копейкину. Катающему на лифте в компании двух десятков батонов хлеба. Доставляющая сцена, доложу.
Фильм начинается с театрализованных сцен времен Луи XIII. Танцы, дуэли, отравления. Хотя по мне пересекаются два мира: семидесятников и мушкетеров лишь в грезах эскапично настроенных мечтателей. Мнимое благородство французских дворян и романтизированные читателями персонажи - вещи разного порядка. Да и сам Копейкин напоминает мне не пресловутого Сирано, а скорее придворного шута, умного и печального.
Быт 70-х с таким удовольствием прописанный в картине "Когда я стану великаном" - отдельная радость для знатоков. Чего стоит одна только архитектура. Дом Копейкина и Горошкиной: смежные балконы и лифт снаружи здания! Кстати, фильм снимался не в Москве, поэтому ключевым словом проходит "дефицит". Доставались обои, книги не из школьной программы и билеты на концерт зарубежных исполнителей. У главного героя целая пачка накрахмаленных рубашек на вырост. Заботливая, но пропадающая неизвестно где маменька постаралась. Опять-таки, неслучайный элемент в картине - отсутствие родителей. У всех основных персонажей, они бы просто не вписались в стройную картину этих вполне сформировавшихся личностей.
Читайте, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал! Чем дальше в лес, тем интереснее.
А ежели почитать что-нибудь еще из реалий советской жизни, так вот замечательный канал: https://zen.yandex.ru/zina_korzina