Вчера, 15 августа, правительство РФ утвердив концессионное соглашение по строительству Северного широтного хода, фактически дало стар этой стройке.
Железнодорожная ветка протянется от Ноябрьска к порту Сабетта, с ответвлением к Ямбургу. Это значит, что в ближайшие 15-20 лет государство не будет вкладывать никакие другие деньги в строительство железных дорог в Арктике.
Самый сильный удар это решение конечно же нанесло по проекту «Белкомур», котрый должен был связать регионы БЕлое море - КОМи - УРал и дать выход к морю продукции из пермского промышленного региона к порту в Архангельске. Кроме того РЖД в январе 2018 года пприступил к проектированию северного железнодорожного обхода Перми. А это значит, что грузы с Урала пойдут по железной дороге на Северо-Запад России. Не на Север к Белому или Баренцеву морю, а на Балтику.
Региональные правительства Архангельска и Коми все последние годы возлагали очень большие надежды на реализацию этого проекта.
Еще бы, ведь в случае в случае выделения государственных средств, региональные бюджеты получили бы хорошую прибавку, а подконтрольные компании получили бы подряды на стройку железной дороги. Весь 2017 год ни одно выступление губернаторов Орлова (Архангельск) и Гапликова (Коми) не обходилось без громогласных заявлений о том, что проект «вот-вот пойдет» и в регион потекут «золотые реки». Однако, государство не стремилось поддерживать этот проект в силу того, что вопрос финансирования и будущей загрузки дороги до конца так и не был ясен, несмотря на красивые презентации губернаторов.
Правительство Коми, которое активно пыталось протолкнуть проект Белкомура, в декабре 2017 года выставило на продажу 41% акций компании, которые принадлежали бюджету республики. Акции продовались 4 месяца. Так за ними никто и не пришёл. Что еще раз показало полную незаинтересованность бизнеса в этом региональном проекте.
С отказом от строительства Белкомура, теряет смысл существование проекта под названием «Новый глубоководный порт Архангельск», поскольку загружать этот порт грузами планировалось именно с помощью Белкомура.
Ну а подробно, про глупости с обоснованием необходимости Архангельского порта мы писали тут.