Найти тему
X5 Live

Да здравствует мыло душистое! Немного об истории чистоты

Оглавление

Где бы сейчас было человечество, если бы мыло не изобрели? Вопрос сложный, поскольку мылу как средству гигиены — много тысяч лет. И пока историки спорят, кто был первооткрывателем — древние шумеры или египтяне, мы в рамках проекта «Гид по нонфуду» окинем взором историю мыла с давних времен и до наших дней.

Мыло: начало и расцвет

Вне зависимости от местности, древние рецепты мыла идентичны: животный жир, зола и вода. Это средство рекомендовали для окрашивания волос и моделирования причесок, а также лечения кожных заболеваний. Вероятно, и для стирки и мытья тоже. Надо полагать, неслучайно проводятся параллели между современными словами из европейских языков, обозначающими мыло (английское soap, французское savon и итальянское sapone) и произошедшими от римского sapo. Гора Сапо была культовым местом для римлян — там совершали жертвоприношения мечом и огнем, после чего жир и зола попадали в реку у подножия горы, превращаясь в мыльный раствор и существенно облегчая стирку (которая проходила там же). 

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Мыло стало поистине грандиозным открытием античного мира, которое, к тому же, обеспечивало хороший доход. Строились целые мыловарни — руины таких производственных сооружений были найдены в том числе на территории разрушенной вулканом Помпеи. 

При этом для купания зачастую пользовались глиной, пемзой, грубой мукой и другими порошками. Занятно, что большая часть этих средств до сих пор в ходу. Например, весьма популярны индийские порошки, ароматизированные эфирными маслами, — подобными средствами, кстати, согласно историческим изысканиям, пользовались также скифские женщины. 

Временное помешательство

Потом и для мыла, и для всей Европы наступили тяжелые времена — пока европейская цивилизация создавала такую странную страницу истории человечества (одну из них), как Средние века. Забота о телесных наслаждениях, к которым приписали и мытье тела, нареклась религиозными христианскими деятелями грехом. Вши и прочие кровопийцы внезапно стали показателем высочайшей аскезы, а стало быть, истинной веры — монахи некоторых орденов придерживались именно такого видения и несли его в народные массы. Французские короли мучились от бессонницы из-за клопов, светские дамы держали при себе собачек, чтобы те переманивали на себя блох, и все поголовно избегали водных процедур. Мыло и гигиена подверглись гонениям наравне с рыжеволосыми тощими женщинами - инквизиция бдила и лютовала. 

На соседних же территориях мыло сохраняло свой особый статус лечебного средства: например, арабские лекари XI-XIII веков рекомендовали купаться с мылом только тем, кто был болен проказой, а здоровым людям рекомендовали ту же глину. И именно из арабских стран мыло торжественно вернули в Европу рыцари-крестоносцы, которые зачастую привозили дамам своего сердца в подарок благоуханные мыльные шарики из Дамаска. 

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

К XIII веку Европа завершила свою вдохновенную грязевую аскезу — началось строительство мыловарен, а в конце XIII века в Англии лично королем Генрихом IV был создан орден, члены которого наделялись особой привилегией - мыться в бане с мылом. И только в XIX веке, благодаря исследованиям Луи Пастера, мыло окончательно признали как универсальное средство от вредных бактерий и начали налаживать массовое производство мыла как товара широкого потребления. 

Мойдодыр: сто лет на страже чистоты

Мыловарни в России начали строить с XV века, этот бизнес назывался поташным делом и пару столетий был исключительно частным видом деятельности. Потом государство взяло производство мыла под свой контроль — и в основном для удовлетворения нужд дворянства. В XIX веке функционировало несколько заводов по производству мыла, но доступно оно было лишь малой доле населения страны. Крестьяне мылись и стирали щелоком — золой, гашенной в воде. Вши, блохи и бактерии с немытых рук пировали, разнося по деревням тиф - уровень смертности населения по причине отсутствия гигиены можно легко представить, полистав хотя бы одну метрическую книгу начала XX века. (Все основные события — рождение, вступление в брак, смена религии, смерть —записывались в метрические книги, которые вел приходской священник, — прим. авт.).

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Когда после революции люди из деревень начали переселяться в города, им пришлось жить в условиях коммуналок с одним санузлом на этаже, а представления о гигиене были весьма специфическими — настолько, что издавались брошюры, поясняющие, как и сколько раз необходимо стирать, купаться, просвещающие о том, что нужно чистить зубы и не плевать на пол. 

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Символом здоровья и чистоты стал Мойдодыр, созданный Чуковским в 1921-м для дочки Мурочки и бесчисленное количество раз процитированный госпропагандой. Мыло поставлялось для заводских душевых, объемы его производства с 1921 по 1925-й выросли в 10 раз. Некоторые образцы дожили до нашего времени - в сети на аукционах антиквариата время от времени «выбрасывают» советское мыло двадцатых-тридцатых годов (туалетное, не хозяйственное — которое, наверное, переживет любой апокалипсис) в родной упаковке. Ну а уж мыло родом из восьмидесятых легко обнаружить в платяных шкафах старшего поколения, которое до сих пор ароматизирует хранящееся там белье.

Создать карусель             Из мультфильма «Мойдодыр»
Создать карусель Из мультфильма «Мойдодыр»

Детское, антибактериальное, гипоаллергенное — мыло для каждого!

Конечно, столетнее и даже тридцатилетнее мыло не идет ни в какое сравнение с тем, что умеют производить сейчас. Притом что процесс производства не сильно изменился. Сырьем по-прежнему являются жиры — животные и растительные, а также синтетические жирные кислоты. Их обрабатывают щелочами в несколько этапов и в результате химических реакций получают концентрированное мыло (то самое хозяйственное), воду и глицерин. 

-7

Следующий этап — превращение хозяйственного мыла в ароматное. Для этого концентрат механически обрабатывают (очищают, снижают процент содержания воды и остаточных щелочей и т.д.), добавляют отдушки, красители, увлажняющие вещества, например, кокосовое масло. Но это лишь общепринятая технология, а на деле у каждого производителя мыла своя патентованная рецептура, можно сказать, едва ли не секретная. Да, состав всегда можно узнать, ведь он указан на этикетке, но вот все остальное — пропорции, технология, оборудование — секрет большой (или не очень) компании-производителя. 

-8

А что же знаменитый Мойдодыр? Дети до сих пор слушают сказку про то, что «надо умываться по утрам и вечерам», а сам образ Великого умывальника получил второе рождение благодаря рекламной кампании стирального порошка «Миф» от Procter & Gamble. Проблема грязных рук — уже не проблема, в супермаркетах торговых сетей X5 Retail Group ( «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») огромный выбор мыла, и детского, и антибактериального, и не только от Procter & Gamble, но и других известных брендов. Зато теперь главная задача — повышать качество моющих средств и результата их использования. Современный Мойдодыр стоит на страже не просто чистоты, но чистоты и комфорта («свежесть белья — заслуга моя»), а значит, из года в год ведение домашнего хозяйства будет становиться все проще и приятнее.

Подготовила Ирина Ланина

*Федеральные торговые сети предлагают покупателю по доступным ценам широкий выбор как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. На полках современных магазинов, в том числе «Пятёрочек», «Перекрёстков» и «Каруселей», можно всегда найти всё необходимое для каждодневных нужд. 

В проекте «Гид по нонфуду» расскажем о рынке потребительских товаров в России, поделимся экспертными мнениями и вспомним интересные факты из истории развития тех или иных товаров и/или известных брендов. Следите за обновлениями на Яндекс.ДзенFacebookили Вконтакте

Читайте также:

Всё ещё кипятите? Как стирали триста лет назад и что сейчас

Пять трендов на рынке потребительских товаров

____________

Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и ещё у нас есть Вконтакте, Instagram, Yandex Zen и Viber.