Те, кому довелось служить в советской армии, не понаслышке знают о том, что такое «кирзачи». Это самая практичная обувь, которой не страшны ни разбитые дороги, ни дождь, ни другие помехи. Материал для этих сапог изобрёл советский химик Лебедев. Производство «кирзачей» было запущено на Вятском заводе, и с началом Великой Отечественной войны вся советская армия была снабжена этой обувью.
В годы Великой Отечественной войны не только воины, но и гражданское население СССР носило «кирзачи», так как обуви просто не хватало. Кирзовые сапоги носили зимой и летом. Их носили и в городе, и надевали для работы на огороде или в колхозе. Кто-то носил их как сапоги, а кто-то отрезал голенище, чтобы получились практичные «боты». Кирзачи практически невозможно было износить. Эти сапоги защищали от укусов змей и разных насекомых, поэтому их часто носили, чтобы обезопасить себя во время сбора ягод и грибов в лесу. Всего было выпущено более 150 млн. пар кирзовых сапог.
Как утверждают современники тех лет, кирзовые сапоги надевались на портянки, которую нужно было наматывать на ногу особым способом. Если портянка была намотана неправильно, возникал риск стереть кожу ног до кровавых мозолей. У каждого воина всегда была пара запасных сухих портянок, чтобы, как только кожа взмокнет, заново забинтовать ноги и продолжать двигаться вперёд. Научиться правильно надевать «кирзачи» можно было только в армии – именно там воинам прививали эти навыки, в том числе на скорость. Несмотря на высокую практичность материала, воевать в «кирзачах» было тяжело: ноги в этой обуви сильно прели, покрываясь из-за этого язвами. В этих сапогах советские солдаты защищали границы СССР, воевали на передовой, в партизанских отрядах. После войны «кирзачи» стали частью униформы строителей, которые возводили важнейшие объекты на территории Советского Союза.
Все, кому довелось носить «кирзачи», отмечают жёсткость материала и трудность в надевании. Однако именно эти неуклюжие на вид сапоги спасли людей во времена, когда трудно было достать нормальную обувь, а воевать и работать было необходимо, чтобы выжить.