Найти тему
Thisis.Media

Извне: классное чтение

Оглавление

Тихон Кубов компетентно наводит запотевший от страсти объектив на самые аппетитные новинки западного книгопрома первой половины 2018-го

Свежие биографии вечнозеленых бронтозавров андерграунда, ядреная проза американских амазонок и главный графический роман конца времен.

Christian Kracht — The Dead

-2

Швейцарский нигилист Крахт продолжает задорно троллить насупленных интеллектуалов — в июле вышел английский перевод его последней книги “Мертвые” (2016), в которой мастер многослойного гротеска обратился к эпохе заката немого кино и последним годам Веймарской республики. В центре повествования двое мужчин с трудным детством и болезненным воображением — бернский гуру раннего арт-хауса Эмиль Негели и чиновник-культуртрегер из Токио Масахико Амакасу. Совместными усилиями они должны исполнить коварную волю своих работодателей — создать ультимативный фильм ужасов, утерев нос голливудским популистам и продвинув в массы агрессивную идеологию государств “целлулоидной оси”. В пеструю обертку политического триллера аккуратно завернута беспросветно черная медитация на темы утраты идентичности, бренности всего сущего и неизбежного торжества Костлявой в хрупком, пронизанном неврозами предвоенном мире. Призраки Мисимы, Манна и Балларда стремительно проплывают под ровной поверхностью изящно сконструированного текста, населенного также от души окарикатуренными реальными персонажами (Фриц Ланг, Альфред Гугенберг, Эрнст Путци Ганфштенгль). Ну а главным киндер-сюрпризом для синефилов станет блистательное камео сэра Чарли Чаплина, представленного гнусным алкоголиком, лицемером и садистом.

Ottessa Moshfegh — My Year of Rest and Relaxation

-3

Фея пера из Бостона Отесса Мошфег — пожалуй, самая яркая представительница Новых циников, не чурающаяся здоровой эклектики. Ее дебютная новелла “МакГлю” (2014), горячечный гибрид Германа Мелвилла и Кормака Маккарти, живописала бесчинства одноименного морячка, романтичного педераста-дебошира-забулдыги. Далее последовала отхватившая Букера “Эйлин” (2015), неонуар мизери-порн о противостоянии закомплексованной замухрышки провинциальной безнадеге. В сборнике рассказов “Тоска по другому миру” (2017) Отесса резко подняла градус черного юмора и абсурда, создав уникальную галерею урбанистических недотыкомок, трогательных и жутковатых одновременно. Свежий роман “Мой год отдыха и релаксации” — это текущий ритмичным едким потоком монолог обеспеченной и пригожей 24-летней сироты, страдающей на Манхэттене от лютой экзистенциальной тоски в самом начале нулевых. Пытаясь выпасть из материального мира с помощью фармацевтической летаргии, она отправляется в опасное психопутешествие на край ночи, постепенно растворяя свое эго в сладкой пене иллюзий и надежд. Маниакальная фиксация на брендовых товарах и голливудском китче (засмотренные до дыр ВХС с Вупи Голдберг и Харрисоном Фордом) сближает безымянную героиню с еще одним велеречивым нью-йоркским мечтателем, Патриком Бэйтменом. А подспудный, леденящий саспенс действию сообщает постепенно приближающаяся сентябрьская дата с двумя шприцами-единицами.

Rachel Kushner — The Mars Room

-4

Еще одна американская писательница, обласканная критикой, Рэйчел Кушнер прославилась всеобъемлющей панорамой богемно-бунтарских 70-х: “Огнеметы” (2013). В “Комнате Марса” она погружает читателя в сумеречный мир женской тюрьмы для пожизненно заключенных. И хотя сравнений с популярно-ходульным сериалом Netflix “Оранжевый — хит сезона” не избежать, здесь все в разы жестче, остроумней и неожиданней.

Клаустрофобические реалии пенитенциарного инферно, в котором оказалась максимально неудачливая мать-одиночка Роми Холл, сменяются пьянящими флеш-бэками из ее антисоциальной юности на окраинах Сан-Франциско. Смелая женщина Рэйчел не только высветила слепящим прожектором своего таланта судьбы униженных и озлобленных маргиналов на пафосе саморазрушения, но и слегка проветрила затхлый пантеон высокогуманного капреализма, заставив мумии Стейнбека, Дос Пассоса и Денниса Джонсона одобрительно покачнуться.

Johnny Ryan — Prison Pit Book Six

-5

Девять лет безумный нерд Джонни Райан провел в сыром узилище, выдавливая из себя по капле величайший эпос XXI века “Тюремная яма”. В 2018-м запредельно кровавая одиссея космического мясника Каннибала Факфейса завершилась тотальным вздрогом, от которого сожмутся в горошину тестикулы самых крепких уберменшей. Черно-белую окрошку из ультранасилия, блевотного боди-хоррора, казарменной гомоэротики и кишкодрального победобесия лучше всего характеризует бессмертный завет Бобы Фетта: “НЕ ССЫ НИКОГО!”

Тем временем лихие питерские комикс-мейкеры “КомФедерация” состряпали убойный омнибус, объединивший шизоидное шестикнижие в Русскоязычный Кирпич Ужаса на 700 с гаком страниц. Будет что положить в персональную ладью берсерка перед самосожжением рядом с любимыми булавой и нунчаками!

Aidan Truhen — The Price You Pay

-6

Кому не хватает угарного слэпстика в лучших традициях тарантиновских 90-х, поднимите свои набухшие от “Лонг-Айленд айс ти” веки! Быстрый, злой, пугающе умный в своем оголтелом идиотизме турботриллер от литературного фантома Айдана Труэна проглатывается моментально и оставляет редкое ощущение околосексуального прихода. Сага о том, как плохие парни потревожили мудрого и респектабельного драгдилера Джека Прайса, который незамедлительно пустился во все тяжкие, довольно быстро затмив своими проказами самые жуткие достижения Уолтера Уайта, напоминает не только разухабистые сочинения Джона Найвена, но и поздние шедевры Вернона Салливана (“Женщинам не понять”, 1948). И если Салливан был китчевым альтер-эго Бориса Виана, Труэна молва прочит в доппельгангеры Нику Харкуэю. Но верится в это с трудом — уж больно напыщенным и занудным получился последний опус британского постмодерниста “Гномон”… Да кем бы ни оказался бодряк Айдан, филигранно владеющий пулеметным хай-тек-линго а-ля Дуглас Коупленд в лучшие годы, пожелаем ему продолжать в том же духе и баловать нас впредь калорийной безвкусицей! А мы в благодарность обязательно придем плюнуть на его могилу!

Laura van den Berg — The Third Hotel

-7

Эпиграф из Кортасара — это уже серьезная заявка на культовый статус, и вторая книга Лоры ван ден Берг полностью соответствует высоким запросам евроэстета средней утонченности, несмотря на маркировку Made in USA.

Метафизический детектив разворачивается в современной Гаване с ее причудливой инфраструктурой и дремотной атмосферой вечной сиесты. Рефлексирующая бука Клэр, недавно потерявшая мужа, авторитетного теоретика хоррор-эстетики, по инерции приезжает на модный кинофестиваль (гвоздь программы — трэш-блокбастер “Зомби-революция”). Во время очередной полуобморочной прогулки по старому городу Клэр видит в толпе умершего супруга, и с этого момента начинается ее поиск ответов на вопросы, которые могут быстро довести одинокого человека до фатального делирия.

Горячо рекомендуем эту магическую хронику частного безумия всем, кто устал от “крепко сбитых” бестселлеров — здесь вы найдете клиническую отстраненность Делилло, бытовую мистику Боланьо (но без трупных пятен эпигонства), интригующие наблюдения о природе ужасного и даже толковый путеводитель по любимому городу старины Хэма.

Rob Young & Irmin Schmidt — All Gates Open: The Story of CAN

-8

“CAN не любишь?! Пошел отсюда на хер!” — такими словами Эрих Хонеккер огорошил чилийского капеллана на собственном смертном одре. Прогрессивные земляне CAN, конечно же, любят и с благоговением переварят густой поток информации о веселых приключениях германских новаторов — от анархических флешмобов и авангардных фрикаутов конца 60-х до нисхождения на ватных ногах в кокаиновый ад шутейного семидесятнического прог-регги. Сейчас такую банду гиньолей уже не соберешь — каждый из участников основного состава был легендой о двух ногах: усатый нянь в кольчуге из магнитопленки Хольгер Шукай, человек-метроном Яки Либецайт, выкормыш сурового Штокхаузена Ирмин Шмидт, темнокожий дервиш Малькольм Муни, поехавший головой на почве наркодезертирства, вундеркинд-херувим Михаэль Кароли, а также нечесаный гражданин мира Дамо Судзуки. Теперь у нас есть шанс узнать об этих молодцах, придумавших эмбиент, техно, нью-вейв и еще десяток стилей, даже чуть больше, чем хотелось бы. В довесок к основному тексту прилагается претенциозный «симпозиум» с многоголосицей богатеньких рок-музыкантов, елейно салютующих друг другу и лучшим временам. И уж совсем на бис — меланхолический дневник 80-летнего Шмидта в благородном жанре «жизнь прожить — не поле перейти».

Nick Soulsby — Swans: Sacrifice and Transcendence: The Oral History

-9

Слышите тягостный скрежет? Это мизантропы в камуфляжных штанах гоняют в ржавых челюстях сочный шмат устной истории великих оккульт-нойзеров Swans. Бумажным азу из 125 свежих интервью с Майклом Джирой и когортой приближенных к его пылающему трону творческих лиц нас угощает журналист Ник Соулсби, дотошный биограф Преподобного Кобейна и Терстона Мура. Отличный повод уединиться в заброшенном коллекторе и при свете энергосберегающей лучины освежить в памяти зияющие высоты дискографии звуковых провокаторов. И кем бы мы ни считали Недобро Глядящего Мужчину в Ковбойской Шляпе — тираном, гением или зазнавшимся изувер-визионером, хочется нежно прошептать жилистому старику через толщу эфира: “Михаил, спасибо, что Дживой!”

НАШ САЙТ