Одна из моих подруг катастрофически испортила отношения с матерью. Причём сама она считает, что всё ровно наоборот: после многих лет непонимания они наконец пришли к гармонии.
Как так? Сейчас расскажу. Дело в том, что мама Жени так и не поняла, что девочка выросла. Нет, она не пытается её контролировать или воспитывать, на что часто жалуются выросшие дети. Всё гораздо интереснее.
Женю изначально не рассматривали, как отдельную личность. Она была прислугой, девочкой на побегушках – но не человеком.
Вот двенадцатилетняя Женя возвращается из школы. Её встречает возбуждённая мама:
- Быстро переодевайся, ешь и иди к тёте Люде! Мы договорились, что ты до вечера присмотришь за Никиткой.
- Но мам, у меня художка через час…
- Я ей уже пообещала. Ты хочешь поставить меня в неловкое положение?
Ставить маму «в положение» у них было не принято, потому Женя вздыхала и, наплевав на свои дела, отправлялась нянчить племянника, забирать у какой-то бабки халявные яблоки на другом конце города, помогать сыну маминой коллеги решить математику – потому что мама ведь пообещала! То, что мама не поинтересовалась дочкиными планами – дело десятое.
Женя повзрослела, но ничего не изменилось. Её могли «пообещать» кому угодно и когда угодно. Дочка искренне любила маму и изо всех сил пыталась быть хорошей. Но свою жизнь тоже хотелось жить, потому она попробовала решить проблему рационально.
При встрече с мамой она стала озвучивать свои планы на неделю: в понедельник у неё стоматолог, в среду – свидание, в пятницу – халтура после основной работы, а в субботу – встреча с подругами и вояж по магазинам. Итак, мама, если ты чего-то хочешь – в твоём распоряжении вечер вторника, четверга и аж целое воскресенье. Мама согласно кивала.
А теперь вопрос, уважаемые знатоки: когда маме понадобится устроить генеральную уборку с Жениным участием, перевезли ковёр и съездить с дочкой на бабушкину дачу? Правильно, в понедельник, среду и субботу соответственно!
Самое смешное, что мама не пыталась таким образом показать свою власть – не в её характере. Просто она искренне не понимала, что тут сложного-то? Перенеси свидание-врача-дружеские посиделки – и дело с концом.
Но в один прекрасный день Женя сумела разрулить ситуацию раз и навсегда. Благодаря своему парню, кстати. Ребята собирались праздновать день рождения Жениного избранника, у него дома. Мамин звонок застал влюблённых за нарезанием салатиков. Оказалось, нужно было срочно встретить каких-то родственников из условной Голопятовки, помочь им с вещами и пригреть на пару дней. У Жени, само собой.
Бойфренд был уже немного знаком с привычками маман, а потому, услышав, что от его девушки вот-прям-щаз требуется рвать когти в неведомую даль, произнёс:
- Если уедешь – можешь не приезжать. Тебе самой не надоело бегать, как собачка на поводке? Ты действительно хочешь не праздновать, а тусоваться с неведомой роднёй?
Женя испуганно помотала головой, а парень продолжил:
- Тогда просто скажи это маме.
И Женя проблеяла в трубку что-то вроде «ма-а-ам, я действительно не могу…», но парень-садюга терпеливо поправил:
- Не «не могу», а «не хочу».
- Мам, у нас праздник, я хочу отдохнуть, - зажмурившись от собственной смелости, произнесла Женя, - а нестись на вокзал за людьми, которых видела раз в жизни, не-хо-чу…
Потом было «я им обещала!» и «а я – нет!», смертельная обида и прохладное примирение, новые просьбы-приказы и новый саботаж. Женька расставила приоритеты и больше не покупалась на «ты ставишь меня в неловкое положение».
- Нет, мам, ты сама ставишь себя в неловкое положение, - однажды сказала любящая дочь, - и меня заодно.
Сейчас отношения у них – так себе. Но Женя живёт в твёрдой уверенности, что лучше быть плохой и счастливой, чем послушной, но несчастной.
С парнем, кстати, Женька рассталась – тот оказался умелым манипулятором. Но она до сих пор ему благодарна – ведь именно он научил её быть не хорошей и удобной, а – собой.