Как установить равновесие, где на одной чаше весов личная жизнь, на другой - задачи, проекты, дедлайны? Как часто вам приходится слышать слова «макет нужен уже вчера», «нарисуй быстренько что-нибудь», «не нравятся полоски или квадратики - перерисуй заново, нет тоже не нравится, верни все как было, поиграй со шрифтами»? С одной стороны, это часть работы - но с другой так же сыпятся мелкие просьбы от наших друзей или родственников. Нам неудобно отказывать, мы беремся за дела, которые нам не по душе или пожирают очень много времени и не приносят хорошего результата. А как давно вы последний раз делали остановку? Чтобы неспешно прогуляться по любимым местам, получая наслаждение от различных мелочей, свободные от чувства долга? Если ваши посиделки допоздна за монитором стали обыденностью, вам срочно необходимо начать планировать свое время - ведь полноценный сон ночью гарантирует хорошую работоспособность днем и более свежий взгляд на вещи. Не будем забывать - для дизайнера это как никогда актуально.
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что или как научиться говорить «НЕТ» на абсурдные задания клиентов?
Всем знакома поговорка: «Клиент всегда прав». В бизнесе, на работе, во фрилансе - заказчик или босс говорит, что он хочет получить, а вы, как специалист, оцениваете и отмечаете что можете выполнить, когда и во сколько это обойдется. Далее заказчик или ваш начальник решает, хочет ли он вам поручить выполнение данного задания или нет. Если вы с клиентом пришли к договоренности, клиент вправе получить то, о чем вы договорились в установленный срок за назначенную сумму.
Как это выглядит на практике?
● Заказчик говорит вам, что он хочет получить
● Вы как специалист даете оценку работе
● Далее вы формируете уникальное торговое предложение для вашего заказчика
● Ваш клиент «греется» и либо принимает ваше предложение, либо отклоняет его
● Если клиент согласился, вы предоставляете услугу в соответствии с достигнутыми договоренностями
Как успешно пройти все этапы и не прогнуться под невыполнимые условия заказчика? Часто бывает, что заказчик ставит нереализуемую задачу, а вы соглашаетесь, не умея грамотно аргументировать свою позицию, либо думая как-нибудь да выкрутиться с выполнением. Нельзя брать на себя обязательства, если вы не можете гарантировать их исполнение. Если возьметесь за довольно выгодный проект в финансовом плане, но столкнетесь с тем, что не можете его сделать, ваша репутация будет подпорчена. Вам придется вернуть предоплату, если таковая была, заказчик не станет вас рекомендовать ваши услуги своим друзьям. Для вас как для дизайнера очень важна репутация, особенно на старте, когда клиенты зачастую приходят по сарафанному радио. Стоит один раз облажаться и цепочка клиентов по сарафану закончится так же внезапно, как и началось.
Поэтому очень важно уметь говорить «нет» на невыполнимые или трудновыполнимые для вас условия. Для этого есть способ не обидеть клиента и не проиграть переговоры - опираться на факты. Таким образом проще настаивать на своих условиях, оставаясь в выигрыше. Схема работы с заказчиком будет такова:
● Заказчик говорит вам, что он хочет
● Вы как специалист даете оценку работе: сколько времени и усилий потребуется на выполнение, какова будет стоимость работы и ваша прибыль
● Далее вы формируете уникальное торговое предложение для вашего заказчика: анализируете ситуацию, при необходимости предлагаете альтернативные решения и варианты.
● Ваш клиент выбирает один из вариантов, либо вы обсуждаете возможность выполнения задания на тех или иных условиях, выполнение которых вы можете гарантировать
● Если клиент согласился, вы предоставляете услугу в соответствии с достигнутыми договоренностями, и в конечном счете клиент получает то, к чему вы пришли в результате переговоров
С какими проблемами вы можете столкнуться?
1. Привычка отвечать «Да». Например, ваш клиент дает вам большой проект со словами «макет нужен уже завтра к первой половине дня», и вы соглашаетесь. А потом не успеваете в установленные сроки, сидите до утра за работой, нервничаете, клиент присылает кучу правок и «хотелок», вы нервничаете еще больше и корите себя за то, что взялись за непонятный проект, который ко всему прочему еще и невыгоден вам. Вспоминая ранее упомянутый закон Парето - расходуете 80% своего времени ради 20% результата. Если вы хотите себя оградить от таких ситуаций - не произносите «да» бездумно. Не давайте трудновыполнимых или невыполнимых обещаний. Тщательно рассчитывайте, сколько времени вам потребуется, какие ресурсы вам необходимы и сколько это будет стоить, что в итоге получите вы.
2. Вы соглашаетесь под давлением клиента. Если вы соглашаетесь на выполнение невыполнимых обязательств - вы начинаете отношения с клиентом со лжи. Или если вы офисный работник, начальник может потребовать от вас невыполнимое задание. Как же отказать? Вам необходимо озвучить факты. Если руководитель настаивает на выполнении, можете использовать фразы вроде: «Очевидно, что выполнение вашей просьбы невозможно. Вы должны понимать, что я не могу взять на себя обязательства по выполнению невыполнимого задания. Однако я возьмусь за проект и поработаю некоторое время над ним. Посмотрим, что удастся выполнить. Если дело пойдет в гору, то вы правы - его можно исполнить. В противном случае, опыт мне подсказывает - мы не достигнем значимого результата».
Отказывайтесь от заданий, когда вы перегружены работой. Отказывайте позитивно, доброжелательно, четко аргументируя свою позицию фактами и разумными доводами. Не соглашайтесь на все подряд условия, с которыми к вам обращаются заказчики - это проблема большинства новичков в работе дизайнера. Корректируйте сроки выполнения работы, чтобы держать их в разумных рамках. Перераспределяйте задачи или делегируйте менее важные задания.
Как оценить свою работу? Сколько денег брать за макет?
На самом деле сложно навскидку сказать, сколько точно будет стоить та или иная работа. Ведь вы не ясновидец и не можете заглянуть в будущее, не можете гарантировать, что клиент не будет гонять вас с правками в макете по полгода. Вы заранее не знаете сколько усилий и времени у вас займет тот или иной проект, какие у вас будут финансовые затраты на его выполнение. Может вам понадобится приобрести графический планшет, если таковой у вас отсутствует, а выполнение задания подразумевает работу именно от руки?
Если у вас уже имеется опыт выполнения подобных задач, вы сможете прикинуть конечную стоимость адекватно. Но что делать, если такого опыта нет? Как оценить стоимость и сроки работы? Попробуйте разбить задачу на более мелкие этапы - в таком случае вероятность того что вы упустите важные моменты будет снижена.
Для оценки подобных проектов привлекайте к обсуждению стоимости работы людей, которые будут участвовать в выполнении проекта. Спросите их мнение, уточните сроки и стоимость каждого этапа, добавьте некую «подушку» для непредвиденных расходов. Разбейте проект на мелкие поэтапные задачи. Избегайте абстрактных понятий и максимально детализируйте каждый этап. Например, «верстальщик Алексей в течение двух дней делает скелет сайта».
Данная методика так же поможет в озвучивании и аргументировании выставленной цены клиенту. Зачастую клиент даже не подозревает, как происходит весь процесс работы и за что он должен платить деньги. Вы наглядно покажете заказчику, сколько этапов в его проекте, сколько людей будет привлечено к выполнению и почему это займет столько времени.
Если вы откажетесь от проекта - найдут другого
Если клиент ставит вам неудобные условия и грозит, что за отказ найдет другого подрядчика, у вас есть три варианта:
1. Согласиться на условия клиента
2. Отказаться
3. Согласиться частично, но в следующий раз оказать сопротивление
Разница между ними в том, что первые два варианта предполагают неоспоримую позицию, а третий - вариативность. То есть, вы соглашаетесь с выполнением, но продолжаете гнуть свою линию с помощью аргументированных фактов. Ваш заказчик может осознать, что не все возможно выполнить сиюминутно по его прихоти и начинает соглашаться на ваши условия.
Первый вариант подразумевает, что вы будете соглашаться всегда и во всем с клиентом, какое бы задание он вам ни дал, какие бы условия и сроки ни обозначил. Подобный подход довольно изнурителен для исполнителя и рано или поздно стресс одолеет вас, а вместо удовольствия от работы вы будете чувствовать разочарование.
Если вы отказываетесь, то сами берете ответственность за свое счастье и успех в жизни. Конечно, вы рискуете упустить какие-либо проекты, но может вам просто хочется попробовать себя в другой сфере? Вы можете освоить новую профессию, написать книгу, научиться играть на гитаре или выращивать фикусы на балконе. Если вы выбрали эту стратегию, то подумайте хорошенько на что хотели бы потратить свое свободное время.