Вывоз зерна за границу в августе может уменьшиться из-за снижения цен. Однако неблагоприятные погодные условия снизили урожай сельхозкультур во всем мире.
Темпы вывоза зерна из России в августе 2018 года замедлятся из-за снижения экспортных цен, но все равно останутся достаточно высокими, как считают все участники рынка.
Российский зерновой союз (РЗС) в своем прогнозе оставил объем экспорта за сезон 2018–2019 сельхозгода на прежних уровнях 38–42 млн т (пшеницы – 31–32 млн т). В целом урожай зерна РЗС оценил на уровне 104–111 млн т, в том числе пшеницы – 68–69 (без учета еще не начатой уборки в Сибири).
Вместе с тем к 15 августа, по данным Национального аграрного агентства, в России собрано почти 66 млн т зерна против 64,6 млн т в 2017 году.
Аналитики снижают оценки сбора зерна в России в 2018 году из-за затянувшейся засушливой погоды в ряде регионов, замечая, что в конце месяца цифры могут быть скорректированы.
Минсельхоз прогнозируют урожай зерна в этом году на уровне 100 млн т.
На биржах цены по условиям FOB (Free On Board – когда поставка считается выполненной, как только товар покинул борт судна) снизились с 333 до 225 долл. за тонну и, по мнению экспертов, в дальнейшем опустятся почти на 10 долл.
Цены на российское зерно пошли вниз в основном из-за проблем турецкой лиры, которую лихорадит от санкционной войны между Эрдоганом и Трампом. Дополнительное влияние на спрос оказали планы российских властей провести интервенции на 2 млн т зерна.
В целом снижение цен на зерно началось после публикации отчета минсельхоза США, который повысил прогноз по урожаю пшеницы в России, как безусловного лидера, с 67 до 68 млн т, одновременно понизив оценку конечных мировых запасов меньше, чем предполагали аналитики. Цены на пшеницу в Чикаго упали сразу на 5–6%.
Как только негативные ожидания зерновых трейдеров на рынках улеглись, разразился внезапный спор между Саудовской Аравией и Канадой, и арабы прекратили закупки канадской пшеницы.
Канада является одним из основных поставщиков пшеницы (21 млн т в 2017 году), тогда как Саудовская Аравия не является основным покупателем. По данным Канадской зерновой комиссии в 2017 году арабы купили всего 68 тыс. т пшеницы, как годом ранее. Для сравнения Индонезия закупила в Канаде 1,5 млн т пшеницы.
Теперь из-за скандала за весь 2018 год Саудовская Аравия не сделала ни одной закупки пшеницы из Канады. Если это угроза, то Эр-Рияд должен будет искать зерно в другом месте. А это проблема – в другом месте нет, нечего сейчас продавать.
В Северной Америке фермеры в последние годы стали выращивать меньше пшеницы, как результат кризиса 2008–2009 годов. Этим воспользовались их конкуренты – Евросоюз и Россия, которые заняли дополнительные доли на рынке.
Капризная погода 2018 года навредила аграриям во всем мире. Общая урожайность сельскохозяйственных культур снизилась почте везде. Кроме Северной Америки, потому что фермеры и так выращивали меньше возможного.
Урожай пшеницы в Европе ожидается на уровне 2012 года в размере менее 20 млн т. Даже Германия, которая в Старом Свете считается главным экспортером пшеницы, и та закупила 400 тыс. т для собственных нужд.
То же самое в других странах. Сухое лето понизило урожай пшеницы в России и Украине, а теперь «Малыш Эль-Ниньо» грозит засушить пшеницу в Австралии, потому что нагретая вода уходит в Тихий океан и полностью прекратились пассаты. В общем, вода на Австралию с неба не падает.
В таких условиях цены на пшеницу скоро начнут расти. Зерна-то не хватает. А в ближайшее время еще снизится экспорт.
В связи с этим политика властей Саудовской Аравии, которые отказались от Канады, как от поставщика, удивляет экспертов. Саудитам придется покупать пшеницу (а вместе с ней и ячмень, которым они кормят своих верблюдов) уже втридорога.
Не за тем ли король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз аль Сауд в прошлом году впервые за всю историю отношений прилетал с трехдневным визитом в Москву? В России-то зерно есть. И пшеница, и ячмень. Уж сотню тысяч тонн для Эр-Рияда найдем.
В любом случае лидерство России на мировом рынке зерна должно сохраниться. И это хорошо, потому что оно оказывает положительное влияние на развитие всей российской экономики, начиная от привлечения инвестиций в сельское хозяйство, заканчивая созданием инфраструктуры и новых рабочих мест.